С сегодняшнего дня Россия официально стала членом ВТО. На это понадобилось 18 лет. Первые выводы можно будет сделать через 5-7 лет, когда закончится действие промежуточных соглашений, предполагающих постепенную либерализацию торговли с зарубежными государствами.

Основные условия соглашения начинают действовать с Нового года. Ожидается, что больше остальных пострадают легкая и пищевая промышленность, сельское хозяйство, свиноводство, птицеводство, судостроение и машиностроение. На мировой рынок Россия может предложить только сырье: древесину, нефть, газ и металлы.

Говорит член комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, депутат фракции «Справедливая Россия» Александр Четвериков:

«Не было однозначно понято, что же мы все же выигрываем или теряем. Основным аргументом было то, что более 150 стран являются членами ВТО . Россия не должна отставать от мирового сообщества и мы должны быть в ВТО. Совершенно однозначно пострадает сельское хозяйство, а выиграют экспортоориентированные отрасли, но большое сомнение есть на этот счет».

Эксперты уверены, что бонус от вступления в ВТО получат российские металлурги, хотя раньше им ставили в укор низкие цены на электричество и газ. Теперь все выровнялось.

Говорит аналитик финансовой группы БКС Олег Петропавловский:

«Сейчас ситуация другая, цены на электроэнергию у нас уже примерно как в США, иногда они даже превышают их, цены на газ у нас будут стремиться к уровню Европы, так что по идее пенять тут тоже нечем. Таким образом, будет очень сложно доказать, чем российские металлурги демпингуют. Если речь пойдет о том, что все российские металлурги являются интегрированными холдингами и за счет этого они выигрывают, то это просто вопрос того, что в Европе нет таких холдингов, и у них нет своей железной руды и своего коксующегося угля. То есть это конкурентное преимущество, можно сказать географическое, оспорить его в плане демпинга будет очень сложно. Я думаю, что российские металлурги сейчас более конкурентоспособны просто за счет вертикальной интеграции, а не за счет каких-то определенных поблажек со стороны правительства или предоставления каких-то льгот».

Профессор ГУ ВШЭ Алексей Портанский также соглашается, выгода для металлургов очевидна:

«В целом ситуация заключается в том, что металлургам безусловно выгодно присоединение к ВТО. Да, внутри ВТО страны конкурируют между собой, антидемпинговое преследование это очень распространенная вещь. Дело в том, что и мы когда нужно возбуждаем антидемпинговые процедуры, расследования против иностранных поставщиков, внутри ВТО это совершенно обычный процесс. Все годы говорили сами металлурги: и «Северсталь» — Мордашов, и Лисин — НЛМК — все они говорили, а теперь вдруг все поменялось, такого быть не может. И они уже давно на рынках присутствуют, так что для них никакой беды не вырисовывается».

Остальные отрасли российской экономики неконкурентоспособны, говорят эксперты. Даже традиционно лидирующие позиции, например, космос — утрачиваются молниеносно, с космической скоростью.

Как ожидается, снятие административных барьеров, мешающих попасть на наш рынок иностранным компаниям, займет около трех лет. От существующей сегодня системы поддержки отраслей, Россия не сможет отказаться, даже после 14 года. Так что у российских компаний все еще есть шанс подготовиться к положительным и отрицательным последствиям вступления в ВТО.