Сегодня Пленум Высшего Арбитражного Суда в количестве 57 судей единогласно проголосовал за принятие постановления под названием "О некоторых вопросах разрешения споров, связанных с поручительством". Как заметил перед голосованием глава ВАС Антон Иванов, практически все самые острые положение этого документа уже были разрешены Президиумом при рассмотрении конкретных дел. Поэтому финальный текст проекта (с ним можно ознакомиться тут) был принят без каких-либо замечаний и поправок.

Через документ красной нитью проходит центральная идея, разрабатываемая и воплощаемая ВАС при разрешении конкретных дел – создание очень жесткого обеспечения, которое нельзя произвольно разрушить. При этом в постановлении делается акцент на корпоративной аффилированности поручителя и должника, которая зачастую и является единственной причиной возникновения поручительства. Например, в пункте 9 подчеркивается, что "если заключение договора поручительства было вызвано наличием у поручителя и должника в момент выдачи поручительства общих экономических интересов (например, основное и дочернее общества, преобладающее и зависимое общества, общества, взаимно участвующие в капиталах друг друга, лица, совместно действующие на основе договора простого товарищества), то последующее отпадение этих интересов не влечет прекращения поручительства".

Не влечет прекращения поручительства и изменение основного обязательства. ВАС объясняет, что "изменение основного обязательства (в случае увеличения суммы долга должника перед кредитором, размера процентов по денежному обязательству) само по себе не ухудшает положение поручителя и не прекращает поручительство". Объясняется это тем, что "в названном случае поручитель отвечает перед кредитором на первоначальных условиях обязательства, обеспеченного поручительством, как если бы изменения обязательства не произошло".

Однако поручитель все же может "освободиться" при изменении основного обязательства. Для этого он должен доказать, что "выдача поручительства за должника была обусловлена иными обстоятельствами, чем наличие общего с должником экономического интереса (например, систематическая выдача поручительств за вознаграждение является одним из видов предпринимательской деятельности поручителя), и в результате не согласованного с ним изменения условий обеспеченного обязательства оно стало заведомо неисполнимым". Однако если будет установлено, что поручитель знал или должен был знать о таких изменениях обязательства, но не выражал своего несогласия с ними, он отвечает на первоначальных условиях обеспеченного обязательства. Основанием для вывода об ухудшении положения поручителя и, соответственно, для прекращения поручительства могут стать и "заключение между кредитором и должником соглашения о рассмотрении дела в третейском суде или в суде иностранного государства, и изменение должником и кредитором права, применимого к отношениям сторон обеспеченного обязательства (если только не будет доказано, что должник и поручитель действовали согласованно)". Все эти факты опять же должен доказать поручитель и объяснить, в чем именно состоит нарушение его прав.

В документе ВАС допускает возможность заключения договора поручительства без согласия или уведомления должника. Однако это положение дополнено оговоркой о защите интересов должника со ссылкой на ст. 10 ГК РФ о злоупотреблении правом. Суд может не признать переход права к поручителю, если должник докажет, что кредитор и поручитель действовали согласованно, с целью заключить договор вопреки желанию должника, изменить подсудность спора и обойти запрет уступки требований.

Помимо этого, постановление направлено на пресечение так называемых "игр" с подсудностью, когда договор поручительства заключается единственно с целью изменения таковой. Об этом, указывается в документе, "может свидетельствовать совокупность следующих обстоятельств: между поручителем и должником отсутствуют какие-либо отношения (корпоративные, обязательственные, родственные и проч.), объясняющие экономическую цель выдачи поручительства за должника; а также иск по обязательству, обеспеченному поручительством, предъявлен в суд, который расположен в месте нахождения истца либо в непосредственной близости к нему, либо отличается от суда, указанного в договоре кредитора, либо расположен таким образом, что личное участие должника в рассмотрении дела может быть существенно затруднено". Установив это, суд должен выделить требование кредитора к должнику в отдельное производство и передать его в суд либо по месту нахождения должника, либо определенный соглашением должника и кредитора. При этом, суд может отнести все судебные расходы по делу на злоупотребивших лиц, то есть на кредитора и поручителя. Причем независимо от результатов рассмотрения дела.

Даже смерть не в силах прекратить поручительство. В постановлении говорится, что смерть должника не прекращает поручительство, а его наследники отвечают перед поручителем, исполнившим обязательство, солидарно в пределах стоимости перешедшего к ним наследственного имущества. Наследники являются обязанными по договору поручительства и в случае смерти поручителя – также в пределах полученного имущества.

В документе раскрывается, когда поручительство будет считаться солидарным, а когда – совместным (п.27), а также говорится о правах поручителя и кредитора в отношении заложенного по обязательству недвижимого имущества. Указывается, что если даже поручитель произвел исполнение обязательства за должника лишь в части, то он, наравне с кредитором, становится созалогодержателем и получает равные права при удовлетворении своих требований из стоимости заложенного недвижимого имущества. Однако делается оговорка – поручитель не может осуществить перешедшее к нему право во вред кредитору, получившему лишь частичное исполнение (например, препятствовать обращению взыскания на предмет залога и т.п.). При этом кредитор может самостоятельно осуществлять свои права в отношении остальной части своего требования преимущественно перед поручителем.

Помимо прочего, отдельный раздел документа посвящен особенностям применения положений о поручительстве при рассмотрении дел о банкротстве. Например, указывается, что введение процедуры наблюдения в отношении поручителя или признание его банкротом может свидетельствовать об ухудшении условий обеспечения и, как следствие, стать обстоятельством для заявления кредитором к основному должнику требования о досрочном исполнения обеспечиваемого обязательства.

Требование кредитора к поручителя может стать основанием для возбуждения дела о банкротстве последнего, при это в качестве третьего лица к такому делу может быть привлечен и должник по основному обязательству.