Госдума сегодня приняла в третьем, окончательном чтении так называемый "третий антимонопольный пакет", который декриминализирует согласованные действия и вертикальные соглашения хозяйствующих субъектов на рынке, а уголовное преследование будет осуществляться только за наиболее опасные для конкуренции деяния – картельные сговоры.

В "третий антимонопольный пакет" входят законы "О внесении изменений в ФЗ „О защите конкуренции“ и некоторые другие законодательные акты РФ" и "О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях". Первый документ устанавливает более четкие правила признания цен монопольно высокими, в частности, недопустимости признания монопольно высокой цены, сформировавшейся в ходе биржевых торгов. Сокращается перечень запретов на соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов и, соответственно, оснований признания таких соглашений картелями.

Устанавливаются дополнительные гарантии лицам, в отношении которых ведется производство по делам о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе путем установления минимально необходимого периода анализа товарного рынка. Он будет составлять не менее одного года. Осуществление контроля экономической концентрации в отношении иностранных лиц будет проводиться только в случае поставок такими лицами товаров в Россию в сумме не менее 1 млрд руб. в течение года, предшествующего дате совершения сделки. Также предлагается вести реестр физических лиц, привлеченных к административной ответственности. По мнению разработчиков документа, этот реестр поможет исключить случаи необоснованного привлечения к уголовной ответственности за однократное злоупотребление доминирующим положением.

Предусматривается изменить статью 178 Уголовного кодекса и исключить ответственность за согласованные действия и вертикальные соглашения хозяйствующих субъектов. Таким образом, уголовное преследование будет осуществляться только за наиболее опасные для конкуренции деяния – картельные сговоры.

Ко второму чтению документ был серьезно доработан — в него было внесено 57 поправок. В частности, из примечаний о том, когда лицо освобождается от уголовной ответственности (по статье 178 УК РФ) исчезло упоминание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного в результате незаконных действий. Депутаты предлагают освобождать от уголовной ответственности в случае, если лицо способствовало раскрытию преступления, возместило ущерб или иным образом загладило вред, причиненный в результате действий, предусмотренных статьей 178 УК РФ, и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Среди основных новелл законопроекта  можно отметить "увеличение прав и предоставление дополнительных полномочий ФАС России". В частности, антимонопольная служба сможет отменять гостендеры, проведенные с нарушением правил, будет вести реестры лиц, привлеченных к административной ответственности за злоупотребление доминирующим положением и реестры должностных лиц органов власти, привлеченных к административной ответственности за ограничение конкуренции.

Кроме того, ко второму чтению в документе появились нормы, расширяющие перечень оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Таким основанием помимо поручений следователей, руководителей следственного органа, органа дознания станут и обращения антимонопольного органа при рассмотрении им заявлений, материалов или дел о нарушении антимонопольного законодательства РФ  в отношении ограничивающих конкуренцию соглашений (картелей). Эти результаты антимонопольный орган сможет использоваться при рассмотрении им заявлений, материалов или дел о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ограничивающих конкуренцию соглашений (картелей). Соответствующие изменения вносятся в закон "Об оперативно-розыскной деятельности".

В свою очередь законопроект "О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях" предусматривает дифференциацию ответственности за нарушение антимонопольного законодательства. Устанавливается фиксированный штраф в сумме до 1 млн руб. за злоупотребление доминирующим положением, ущемляющее интересы контрагентов, но не ограничивающее конкуренцию на рынке. Напомним, что сейчас действует система оборотных штрафов на нарушения такого рода.