Разговоры о введении национальной платежной системы (НПС) не смолкают, одна универсальная электронная карта чего стоит.

Тем временем, второе чтение закон может пройти уже в мае, недаром поправки к первому чтению разрабатывались более чем полгода. Законодатели выносят в качестве основного нерешенного вопроса - требование к созданию международными платежными системами, например, Visa и Mastercard процессинговых центров на территории страны. Накладно выходит не только для платежных систем, инвестиции которых на создание процессинговых центров оцениваются в миллионы. Накладно выйдет и для граждан, на которых эти расходы в конечном итоге лягут, а значит, никакого удешевления финуслуг не последует.

Для рядовых граждан все разговоры о создании национальной платежной системы пока довольно абстрактны, что, в общем, немудрено. Первое чтение закон прошел еще в 2010 году, ко второму сроки переносятся все дальше, и единого мнения, касаемо всех нововведений нет. С учетом третьего чтения, поддержки сенаторов и президента, до 2012 года закон может и вовсе не выйти, а уж на подготовку к его соответствию уйдет и вовсе значительное время. К тому же, Минфин придерживается мнения, что вариант закона после первого чтения в Госдуме вполне вменяем. Так что когда появится готовый закон о платежной системе, тот еще вопрос.

Для граждан в принципе не совсем понятно, зачем нужен этот закон. Как подсчитали эксперты, принятие его в нынешнем виде не приведет к удешевлению финансовых услуг для населения. Более того, глава Ассоциации региональных банков (Ассоциация "Россия"), депутат Госдумы Анатолий Аксаков привел результаты исследования, проведенного ассоциацией совместно с Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ), в котором указывается, что услуги для населения даже подорожают.

Доцент кафедры экономической социологии НИУ-ВШЭ Диляра Ибрагимова отметила, что результаты исследования показали, что большинство экспертов (72% опрошенных) полагают, что снижения стоимости финансовых услуг для населения точно не будет.

А.Аксаков подчеркивает именно редакцию закона, то есть удорожание произойдет как раз на почве создания международными платежными системами процессинговых центров на территории нашей страны. Как оказалось, думцы не совсем верно рассчитали затраты на свою "блажь". А ведь эти затраты 100%-но лягут на плечи граждан.

Итак, депутат Госдумы напомнил, что вначале расходы международных платежных систем на создание в России процессинговых центров назывались на уровне от $500 млн до $1 млрд. Однако позднее эксперты посчитали, что эти расходы не превысят $20-30 млн, подчеркнул А.Аксаков.

Интересно, что такой просчет случился уже после негативной реакции не только Visa и Mastercard, которые предупредили, что россиянам за границей будет оказываться гораздо меньше услуг, но и Минфина, который считает вариант закона в первом чтении куда более логичным.

Глава представительства MasterCard в России Илья Рябый сообщил, что компанию не беспокоит требование создать юридическое лицо на территории России, гораздо большей проблемой является запрет на передачу информации за рубеж. Последнее, по его словам, значительно ограничит набор банковских карточных услуг, предоставляемых российским гражданам.

Кроме того, запрет на передачу информации помешает в работе банкам, у которых операционные центры находятся за границей. В первую очередь это коснется российских "дочек" иностранных банков, добавил И.Рябый. Выходом для них, если поправки все же будут приняты, как и для платежных систем, может стать только строительство центров, "дублирующих" уже существующие в мире, на территории России, считает он. Глава представительства MasterCard в России подчеркнул, что это требует значительных инвестиций.

Между тем, автор поправок ко второму чтению - глава комитета Госдумы по финансовому рынку Владислав Резник заявил, что менять позицию депутаты не намерены, по крайней мере, касающиеся процессинговых центров и запрета на передачу информации о платежах внутри России за пределы РФ.

Он также добавил, что рассмотрение документа задерживается из-за других нерешенных вопросов, в том числе поправок в законопроект об НПС, касающихся способов оплаты госуслуг и услуг ЖКХ, в том числе через "электронные деньги".

Ранее помощник президента Аркадий Дворкович уверил, что в законодательстве норм, ограничивающих возможность использования карт международных платежных систем, Visa и MasterCard не будет. А.Дворкович отметил, что Visa и MasterCard, если захотят, могут присоединиться к проекту создания универсальной электронной карты (УЭК).

Вместе с тем участники рынка полагают, что вопрос функционирования Visa и MasterCard на территории России раздут. По мнению экспертов, за счет шумихи вокруг международных платежных систем отвлекается внимание от "неоднозначного" закона о деятельности по приему платежей физических лиц платежными агентами. Этот закон предлагалось приостановить в проекте закона о НПС, принятом Госдумой в первом чтении. Однако вопрос платежей физлиц через платежных агентов появился в законопроекте о НПС ко второму чтению. Участники рынка подчеркивают, что оборот рынка платежей через агентов огромен, и лишь малая часть этого оборота видна.

Так или иначе, как подчеркивают депутаты, закон о НПС может быть принят во втором чтении уже в мае. А.Аксаков отметил, что сейчас мнения банкиров по поводу новых поправок в законопроект разделились, однако ситуация все же складывается в пользу создания процессинговых центров на территории страны.

Глава Ассоциации "Россия" отметил, что не поддержит законопроект о национальной платежной системе в том виде, в котором он сейчас существует. В первую очередь, он будет против его принятия во втором чтении, из-за вывода терминальных платежей из под банковского регулирования. А.Аксаков напомнил, что в первом чтении законопроект включал в себя норму, предполагающую регулирование всех терминальных платежей ЦБ. "Я буду голосовать против, я не могу поддержать. У нас был исторический шанс навести порядок в этой сфере и дать возможность развиваться этому рынку", - сказал он.

Депутат подчеркнул, что законопроект о национальной платежной системе в первую очередь должен решать задачу обеспечения граждан банковскими счетами, а также задачу доступа населения к финансовым услугам. По его словам, необходимо, чтобы у каждого гражданина в России был личный банковский счет, чтобы в каждом районном центре было не менее двух банковских кредитных организаций, а также, чтобы в каждом регионе присутствовали банковские агенты. А.Аксаков подчеркнул, что за этих агентов ответственность должны нести банки.