Минфин собирается подключить к контролю над бюджетными расходами простых граждан. Им будет доступна в Интернете практически вся информация о деньгах, выделяемых из казны на отдельные школы, больницы, финансах муниципальных образований и регионов.

Такие задачи были озвучены вчера на коллегии Федерального казначейства. Вице-премьер, глава минфина Алексей Кудрин считает их революционными.

Речь идет о запуске сразу нескольких общедоступных сайтов. С 2012 года начнет работать единый портал всех бюджетных учреждений. Еще через год запустят сайт всех публично-правовых образований, к которым относятся 23 тысячи муниципалитетов, 83 субъекта и собственно Российская Федерация, пояснил "РГ" руководитель Федерального казначейства Роман Артюхин. Проекты, уточняет он, готовятся в рамках программы повышения эффективности госрасходов. Порталы будут ориентированы в первую очередь на потребителей, простых граждан, обещает Артюхин.

Принципы прозрачности и гласности в финансовой деятельности публично-правовых образований прописаны в Бюджетном кодексе. Все регионы и муниципалитеты и сейчас обязаны публиковать свои бюджеты в СМИ. Но эта информация разрозненна и понятна только специалистам. В новом портале ее сведут воедино, а также в понятной форме опубликуют данные о том, как именно тратились бюджетные деньги - какая построена дорога или дом, сколько это стоило, поставлено ли на учет имущество. "Чтобы человек мог зайти и понять, что именно ему дала власть", - рассказывает Артюхин. Примерно по такой же схеме будет действовать и единый портал бюджетных учреждений. На один сайт сведут данные об автономных, бюджетных и казенных учреждениях, которые должны определиться со своим статусом до 2012 года. Там должна содержаться информация о том, какие услуги оно предоставляет, по каким расценкам, объем госзаданий, деньги на которые выделяет государство.

Сейчас информация о доходах и расходах бюджетных учреждений известна только специалистам. "Это, по сути, "темный ящик", наша задача - его открыть", - поясняет Роман Артюхин. На портале будут даны ссылки на отдельные конкретные сайты, продолжает он. Но все равно у граждан появится возможность увидеть, сколько денег было выделено из казны на ремонт школы, зарплату учителей. И оценить, насколько толково эти деньги отрабатываются, а также сравнить эту школу с любой другой. Все это, говорит Артюхин, и есть создание институциональной среды, формирование гражданского общества.

Пока, дал понять глава минфина Алексей Кудрин, движение в этом направлении идет не слишком быстро. "Позиция, по которой мы отстаем, это эффективность работы институтов госвласти, рыночных институтов", - признал он. Мешают бюрократия и коррупция, констатировал министр. В борьбе с ними, надеется он, должны помочь гласность и открытость в работе госвласти. В качестве хорошего примера Кудрин приводит работу единого портала по госзакупкам. Иногда, иронично заметил он, некоторые министерства вывешивают на нем просто удивительные предложения. Но как раз благодаря тому, что к порталу проявили интерес независимые эксперты-добровольцы, некоторые тендеры отменялись.

Следующая задача - сосредоточиться на планировании госзакупок, говорит министр. Усиленное внимание минфина к эффективности бюджетных расходов прозвучало своеобразным мягким ответом тем, кто настаивает на росте госзатрат. Еще одна идея в этом плане, продвигаемая министерством, - формирование всех бюджетных расходов по программному принципу.

Напомним, что новая бюджетная конструкция должна опираться на госпрограммы. Если сейчас по программно-целевому принципу расписаны не более 30 расходов бюджета, то в будущем на такую схему собираются перевести более 98 процентов затрат. По сути дела это коренной перелом в системе госуправления, говорит замглавы минфина Татьяна Нестеренко. Но оказалось, что ведомства к такому радикальному перелому не готовы. Они постоянно настаивают на увеличении расходов. Но, как выяснилось, им сложно грамотно сформулировать стратегические направления, которые должны быть заложены в программы, определить отвечающие за них конкретные исполнительные органы власти, признает Нестеренко. Раньше планировалось, что полностью по госпрограммам будут верстать уже бюджет следующего года, а сами программы утвердят до конца этого года. Теперь, рассказал журналистам Кудрин, минэкономразвития предлагает растянуть сроки формирования госпрограмм на два года. Подобная неувязка дает минфину дополнительный козырь в отстаивании своей позиции по неувеличению расходов и сокращению бюджетного дефицита. И вчера Кудрин вновь подтвердил, что сворачивать с намеченного пути он не собирается. Дефицит бюджета, говорит он, можно было допустить на время кризиса и на этапе выхода из него. Но к 2015 году при цене нефти в 90 долларов за баррель бюджет должен стать бездефицитным. Причина в том числе и в высоких рисках, которые создают нефтяные цены. В июле 2008 года нефть поднималась до 130 долларов за баррель, напомнил он, но уже в декабре она опустилась до 32 долларов. "Это означает, что риски получения доходов от экспортной деятельности очень высоки для бюджета. Мы всегда должны иметь запас прочности", - резюмировал министр. Между тем дефицит бюджета в 2010 году, по уточненным данным, составил 4,1 процента ВВП, сообщил Кудрин. Доходы бюджета в 2010 году превысили 8,3 триллиона рублей, или 18,7 процента ВВП. Расходы по итогам прошлого года достигли 10,1 триллиона рублей, или 22,7 процента ВВП. Если учесть, что среднегодовая цена на нефть была на уровне 78,2 доллара за баррель, более чем четырехпроцентный дефицит бюджета, считает Кудрин, это довольно много.