Россия идет по пути, который прошла Греция, и если вовремя не сократить долю социальных расходов в бюджете, финал будет трагичный. Поэтому президенту, который будет избран в 2012 году, кто бы им ни стал, предстоит принимать непопулярные решения. Об этом РБК daily рассказал бизнесмен из первой десятки списка Forbes. До 2013 года бюджет уже согласован, но затем приоритетом властей станет стимулирование инноваций, а не социальные расходы, подтверждают в правительстве.

«Мне кажется, что после 2012 года нас ждет большая чистка социальных расходов. До сих пор у нас на уровне элиты не было такой встряски, понимания необходимости резкого сокращения в этой социальной части. Да, был 1991 год, 1998-й. Но потом была монетизация. Разумно, чтобы соцрасходы составляли примерно 50% расходной части, причем не только прямые соцрасходы, но и все косвенные», — говорит предприниматель.

Сейчас все по-другому. «Мы идем по дороге, которой уже прошла Греция. Подняли ЕСН, и все равно, если посмотреть бюджеты всех уровней, то на разного рода социальные выплаты у нас уходит до 70% от всех расходов. У Греции было 75%», — предупреждает бизнесмен. По его словам, несмотря на высокие доходы из-за дорожающей нефти, уповать на то, что ими удастся заткнуть дыру, не стоит: «Нефть не всегда будет стоить 80—100 долл. за баррель, а наш бюджет дефицитен даже при таких параметрах».

«На недавнем заседании правительства некоторые коллеги высказывали мнение о том, что если мы переходим на политику стимулирования инноваций, то нужно переходить и на новый уровень бюджетного планирования, — подтверждает высокопоставленный источник РБК daily в правительстве. — Сейчас бюджет нацелен скорее на обеспечение социальных гарантий, а это не стыкуется с политикой стимулирования инноваций».

В частности, по его словам, увеличение финансовой поддержки инновационных предприятий может проходить через Российский фонд технологического развития начиная с 2014 года. Однако, отмечает он, раньше этого срока ожидать изменений не следует, потому что до 2013 года включительно приоритеты бюджета сформулированы, а сам он находится в достаточно жестких рамках. «Есть смысл над этим подумать», — соглашается высокопоставленный источник РБК daily в Минэкономразвития.

«Надо быть реалистами. Ведь нам надо выходить к 2015 году на нулевой дефицит, — рассуждает председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Юрий Васильев. — Придется решать дилемму — либо стремиться к сокращению расходов и повышению эффективности (что приведет к структурным изменениям бюджета, в том числе в обязательствах государства), либо акцентировать внимание на налоговых повышениях. Ряд экспертов высказываются за первый путь. Но он наиболее сложен, как мы видим по опыту других стран. Возможно, будет найден оптимальный компромисс между первым и вторым путем».

В противном случае властям придется распрощаться с мыслью выйти на нулевой дефицит бюджета к 2015 году. Так, вчера глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина заявила, что в 2015—2017 годах может потребоваться оставить дефицит в размере до 2% ВВП для поддержки инновационного развития экономики. «Пока других вариантов мы не нашли», — сказала министр журналистам.

Бюджетная проблема в части отяжеленности социальными выплатами и достаточно большой составляющей силового блока сейчас очень актуальна, соглашается директор Центра развития НИУ ВШЭ Наталья Акиндинова. Инновационная же составляющая (например, в части, касающейся науки и образования) пока не имеет растущей траектории в нынешней версии бюджета до 2013 года.

Нынешняя конфигурация бюджета носит скорее предвыборный характер — чтобы особо не обидеть активные группы людей. Задача более долгосрочного и стратегического развития требует другой структуры расходов. Поэтому логично предполагать, что вновь избранный президент (кем бы он ни был) должен бы какие-то меры предпринимать, чтобы бюджет переориентировать, рассуждает г-жа Акиндинова.

Сейчас из федерального бюджета направляются огромные трансферты, которые с каждым годом будут только расти. Эту ситуацию нужно переломить, уверена эксперт ЦМАКП Елена Пенухина. Для этого есть несколько вариантов действий, из которых наиболее очевидный — повышение пенсионного возраста. «Это позволит изменить трудо-иждивенческий баланс, не снижая размера пенсионного обеспечения», — отмечает она, напоминая, что инновационную активность можно поддерживать не только за счет прямого бюджетного стимулирования, но и за счет различных налоговых льгот, более интенсивных, чем сейчас.

Но для всего этого нужна политическая воля, говорят эксперты. «Раньше было проще переложить ответственность на правительство, уволить премьер-министра, отправить в отставку правительство. Так было при Ельцине, это практиковал Путин. Но при сохранении нынешней модели власти отделить ассоциацию этих реформ от президента или премьера будет сложно, — рассуждает замдиректора Института социальных систем Дмитрий Бадовский. — Власть это осознает и готова возложить на себя эти издержки».