Если коррупцию нельзя искоренить полностью, нужно направить все силы на борьбу со взяточничеством, а с хищениями из бюджета разобраться потом, предложили ученые из Национального бюро экономических исследований США. Российские предприниматели согласны — взятки стали непосильным налогом на бизнес, а «распил» лишь перераспределяет казенные деньги. Силовики против такого подхода.

Взятки, которые берутся поверх уже оплаченных налогов и сборов, значительно увеличивают затраты на ведение бизнеса, объясняют Саймон Фэн, Чен Ли и Дэниел Трисман в статье «Хищения против взяточничества». Хищения, напротив, при данном уровне налогообложения не отражаются на доходах компаний и по сути являются лишь теневым механизмом материального поощрения чиновников. Поэтому, подразумевая, что полностью победить коррупцию не удастся, ученые советуют государ­ствам со слабой правоохранительной системой не слишком рьяно пресекать бюджетные хищения, а больше бороться со взятками.

«Бюджетные хищения совершаются ограниченным кругом лиц при определенных способствующих этому обстоятельствах, и если сделать систему госзакупок более прозрачной, объем хищений заметно уменьшится», — отмечает зампред коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный» Владислав Капканов. Но отлученные от бюджета коррупционеры тут же захотят недополученную прибыль компенсировать в виде взяток с бизнесменов и граждан, предупреждают американские ученые. Предложенная ими модель получила подтверждение на данных по Китаю.

«Мысль не нова. Есть точка зрения, которой, к слову, уже более ста лет, что коррупция — это некий смазочный материал, направленный на то, чтобы бюрократия работала более эффективно», — говорит председатель экспертного совета «ОПОРА России» Никита Кричевский. Однако участники рынка в целом поддерживают рекомендации западных ученых.

«Хищение влечет лишь неблагоприятные последствия для собственника, то есть государства. Утрачивается определенная доля активов, которые могли бы быть использованы на социальные нужды или для развития экономики. Коррупционные же проявления являются формой «выжимки» денежных средств из оборота. Ресурсы компаний, которые могут быть направлены на финансирование инвестпроектов, фактически становятся коррупционной рентой чиновников. Это влечет рост потребительских цен и удорожание ведения всей хозяйственной деятельности в России», — рассуждает управляющий директор РСПП Александр Варварин.

«Когда воруют с прибыли — это всегда лучше, чем когда делают то же самое с убытков, — соглашается председатель «Деловой России» Борис Титов. — Взятки берут при отсутствии доходов. «Распиливание», конечно, тоже не очень хороший процесс, но все же менее губительный. К тому же взятки в России варварские: их берут даже за то, что дают не всегда точные гарантии, что не навредят». По статистике МВД, средний размер взятки в 2009 году составил около 18 тыс. руб., средний размер подкупа — около 34 тыс.

В России взяточничество встречается чаще, считает г-н Варварин. Тем более что хищения из бюджета — это уже результат коррумпированности чиновников, начинается же все со взяток, говорит председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. И это несмотря на то что, по оценкам главы контрольного управления администрации президента Константина Чуйченко, хищения составляют около 1 трлн руб., или 2,5% ВВП России.

Взятки не только являются дополнительным налогом на бизнес, они парализуют эффективную работу правоохранительной и судебной систем. «Хищения же силовиками рассматриваются лишь как дополнительный источник заработка и кардинально не влияют на качество их работы», — указывает г-н Кабанов.

«Я бы не стал выбирать из двух зол меньшее, коррупция в любом виде губительна для развития страны, — сказал РБК daily источник в Генпрокуратуре. — К примеру, было у нас дело: чиновник похитил из бюджета средства, предназначенные на бронежилеты для солдат, а чтобы сэкономить, заказ на их изготовление отдал компании, некачественно выполнившей его. По сравнению даже с крупной взяткой за отказ от проверки какого-нибудь предпринимателя такое хищение выглядит гораздо кощунственней».

«Хищения и взятки в России тесно соседствуют. Так, украденные из бюджета средства зачастую идут на взятки другим чиновникам, чтобы потом никакие проверки не выявили этого самого хищения», — соглашается зампред комитета Госдумы по безопасности Михаил Гришанков. «Единственное, в чем взятка точно превосходит хищение, — это в области своего применения, — вторит источник в МВД. — Пойманных за взятку в последнее время, как правило, сажают, а вот пойманные на хищениях редко доходят до суда, и все благодаря тем самым взяткам и умению предложить их кому надо».

Тем не менее российские власти раздумывают, как уменьшить коррупционный налог на бизнес. Вчера стало известно, что в МВД разработан законопроект, позволяющий возвращать предпринимателям деньги, которые они потратили на взятки. Правда, это касается лишь выявленных случаев дачи «на лапу» чиновникам (по данным Верховного суда, в первом полугодии 2010 года за получение взятки в России осуждены всего 1009 человек). Если документ будет принят, бизнесмены смогут получить деньги, которые сейчас хранятся до решения суда, уже на этапе следственных действий.