К 2030 году численность людей, относящихся к среднему классу с расходами от $10 до $100 в день, составит две трети мирового населения. Причем рост численности этой прослойки населения обеспечат исключительно развивающиеся страны.
В ближайшие двадцать лет доля среднего класса составит до двух третей населения планеты. При этом рост средней по доходам прослойки общества традиционно приводит к росту ВВП. Кроме того, потребление растущего среднего класса в таких странах, как Индия и Китай, способно оградить глобальную экономику от спада. Такие наблюдения содержатся в исследовании SIEMS (Институт исследования быстрорастущих рынков "Сколково").
Согласно стандарту расходов, который использует Всемирный Банк (от $2 до $13 в день) для определения среднего класса, в последние два десятилетия в странах с формирующимися рынками (ФР) наблюдается существенный рост такой прослойки населения. С 1990 по 2005 гг. общая численность "середнячков" увеличилась почти в 2 раза, с 1,4 млрд до 2,6 млрд человек, или с третьей части населения развивающегося мира до половины этого населения.
Вместе с тем, если использовать более высокую планку при определении глобального среднего класса (от $10 до $100 в день, уровень, который, как считают в SIEMS, больше соответствует определению среднего класса по западным стандартам), то на сегодняшний день лишь очень незначительную часть жителей развивающегося мира можно было бы к таковому отнести, говорится в исследовании.
Впрочем, сохранение высоких темпов экономического роста в большинстве стран с формирующимся рынком на протяжении следующих двух десятилетий быстро изменит эту ситуацию, прогнозируют эксперты SIEMS. По их прогнозам, к 2030 году численность населения, принадлежащего к среднему классу по западным стандартам, составит 5 млрд человек, то есть две трети мирового населения.
"Резкий рост среднего класса, который мы сегодня наблюдаем - это третий подобный рост в истории, но на этот раз его источником являются исключительно страны с формирующимся рынком", - указывают эксперты. В Китае по крайней мере 400 млн человек стоят на пороге вхождения в состав глобального среднего класса. Примерно в 2027 году Индия займет место Китая в качестве крупнейшего "поставщика" новых представителей глобального среднего класса.
И если в настоящее время в Азии проживает 28% глобального среднего класса всего мира, то по прогнозу к 2030 году эта доля возрастет вдвое.
Эксперты напоминают, что доход на душу населения в $6 тыс. в год был тем уровнем, при котором в странах с формирующимися рынками начинался ускоренный рост потребления. В частности, в таких странах, как Китай, Россия, Бразилия и ЮАР, которые уже перешагнули этот порог.
К 2030 году достигнуть этого уровня предстоит еще восьми развивающимся странам. Египет по прогнозам аналитиков достигнет такого уровня доходов в 2011 году; Индонезия - в 2015-м; Индия - в 2017; Филиппины - в 2019; Вьетнам - в 2019; Пакистан - в 2024; Нигерия - в 2025; Бангладеш - в 2029 году.
В целом рост мирового среднего класса эксперты SIEMS трактуют как позитивное явление. Исследователи даже ссылаются на мнение столь авторитетного экономиста, как Аристотель, по словам которого "самым совершенным является политическое сообщество, которым управляет средний класс и в котором он численно превосходит оба других класса".
При этом темпы роста экономики страны повышаются на 0,5 процентного пункта (п.п.) каждый раз, когда размеры ее среднего класса увеличиваются на 10 п.п., напоминают эксперты SIEMS мнение индийского экономиста Суржита Бхаллы (Surjit Bhalla). Например, если к среднему классу страны относится 40% населения, при прочих равных условиях темпы роста ее экономики будут на 1 п.п. выше, чем в стране, где к среднему классу относится 20% населения.
Если эта зависимость сохранится в течение двух следующих десятилетий, благодаря такому "эффекту среднего класса" темпы роста Китая к 2030 году могут повыситься примерно на 2,5%, что с избытком компенсирует воздействие демографического дефицита, который будет наблюдаться в это же время. В случае Индии повышение темпов роста, при прочих равных условиях, к 2030 году составит 1,5%.
Для многих стран с формирующимся рынком прошлое десятилетие, более быстрый экономический рост и повышение доходов на душу населения сопровождались резким усилением неравенства доходов, отмечают аналитики.
Сейчас доходы городских домашних хозяйств в Китае более чем в 3 раза выше, чем у сельских домашних хозяйств (и это самая значительная разница в мире). После 2003 года миллионы жителей Индии переходят в ряды среднего класса, но одновременно возрастают и диспропорции в распределении доходов.
Надежные данные о распределении доходов в России отсутствуют, но за период экономического бума прошлого десятилетия неравенство явно повысилось, подчеркивается в обзоре.
В то же время, несмотря на расширение неравенства доходов в рамках отдельных стран, "совершенно незамеченным остается тот факт, что мировое распределение доходов (между странами) в последние годы существенно сужается", - пишут эксперты. Хотя внутри многих странах неравенство доходов растет, оценка распределения доходов в мире показывает, что это неравенство быстро уменьшается, констатируют эксперты. То есть, распределение мирового дохода между странами становится более равномерным.
Еще одним плюсом роста среднего класса в развивающихся странах станет растущее потребление, что в свою очередь поможет глобальной экономике выбраться из кризиса. Экономисты SIEMS отмечают: "В последние десять лет потребительские расходы стран ФР росли среднегодовыми темпами 5,4%, и, согласно нашей осторожной оценке, годовые темпы их роста повысятся до 6% (в 2010-2020 годы, а в дальнейшем, в 2020-2030 годах, темпы роста составят 5,8%)".
Напротив, на протяжении следующих десяти лет потребление развитых рынков (РР), как ожидается, будет увеличиваться годовыми темпами лишь в 1,8% (по сравнению с 2,2% в 2000-2009 годах). Это значит, что потребительские расходы стран формирующихся рынков в настоящее время растут намного быстрее, чем потребление развитых. Поскольку в настоящее время потребительские расходы в странах РР примерно в 4 раза выше, чем в странах ФР, последние впервые вносят почти такой же вклад в рост мирового потребления.
"Возможно, этого недостаточно, чтобы вернуть впечатляющие темпы роста мировой экономики, которые она демонстрировала в 2003-2007 годах <…> но, наверное, достаточно для того, чтобы в ближайшие два года оградить мировое потребление и, в свою очередь, деловую активность в мире от условий экономического спада". Такой сценарий предполагает, что в краткосрочной перспективе рост в крупных странах с формирующимся рынком не ослабнет, уточняют эксперты.