Через два дня стартует Всероссийская перепись населения. Ее результаты дадут картину социально-экономического развития, позволят планировать хозяйство страны. Но картина будет неполной без переписи российского бизнеса. Оказывается, такое мероприятие тоже запланировано. Об этом в интервью "РБГ" рассказал Александр Суринов, руководитель Федеральной службы государственной статистики (Росстат).

- В 2011 году в России впервые стартует сплошное федеральное статистическое наблюдение за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства. В чем основная задача этой переписи?

- В 2001 году мы уже проводили сплошное обследование по итогам за 2000 год. Сейчас перепишем и индивидуальных предпринимателей, действующих без образования юридического лица. Раньше мы их опрашивали на выборочной основе, по отдельным темам, связанным с их деятельностью. А сейчас будем переписывать бизнес на сплошной основе. Цель переписи 2011 года - определиться, чем занимается малый бизнес с точки зрения производства и в каких секторах он работает. Каков он как наниматель рабочей силы. Все эти характеристики малого бизнеса нужны, чтобы правильно рассчитывать ВВП, другие макроэкономические показатели. Теперь появилась возможность получать такую информацию раз в пять лет. Многие сегменты рынка у нас полностью во власти малого бизнеса, и необходимо знать про то, как живут эти сектора. Вопросники небольшие, хотя я бы сделал их еще меньше. Но пользователь требует больше информации.

Я прекрасно понимаю, что предприниматели заняты делом, а тут их отвлекают, приходят переписчики и начинают задавать свои вопросы. Вопросники разные - один вопросник для индивидуальных предпринимателей, другой - для предприятий. Для малых, конечно, анкета содержит больше вопросов, в том числе с показателями, базирующимися на бухгалтерском учете. Для средних предприятий сохраняются действующие формы отчетности, мы для них ничего не меняем. Но их и немного, всего несколько десятков тысяч. Однако если сравнивать с западными странами, то там анкеты еще подробнее.

- Предприниматели отдают в налоговую инспекцию свои отчеты. Разве этого недостаточно? Почему требуются дополнительные сведения?

- Действительно, все предприниматели сдают налоговую отчетность. В отношении субъектов малого бизнеса, как правило, применяется упрощенное налогообложение. Но нас налоги особо не интересуют. Нас интересует выручка от реализации товаров и услуг, количество занятого персонала, фонд оплаты труда, характеристики основного капитала. Самое главное, нас интересует производство в натуральном выражении, чтобы четко определить товарные рынки. Фискальной цели у нас нет. Мы же статистики. При работе с респондентом для нас главный принцип - соблюдение конфиденциальности. Респонденты должны знать, что нам можно говорить правду. Почему? Все нам сказали правду, мы посчитали и всех сложили, будет общая правда, которой мы поделимся со всеми предпринимателями, со всем обществом. Не про конкретного человека, не про конкретное предприятие, а обо всех. В итоге получаем структурированную информацию, сгруппированную по размеру бизнеса, по видам деятельности и по территориям. К сожалению, бизнесмены неохотно раскрывают данные своего бизнеса - их тоже можно понять. Поэтому ругать я их не буду, но посетовать обязан.

- Как вы думаете, что даст этот проект бизнесу?

- Мне бы очень хотелось, чтобы статистика была востребована бизнесом. Сегодня главный пользователь наших исследований - государство. Мощный пользователь, и мы этому рады, экспертное сообщество. Может быть, бизнес и пользуется нашей информацией, но не напрямую, а получая ее у консалтинговых агентств, которые занимаются аналитическими разработками по специфическим рынкам.

- Будет ли проведение сплошного наблюдения единовременным опытом или планируется проводить подобное обследование через определенное время?

- Регулярно, раз в пять лет, как установлено государством, будут проводиться сплошные обследования. Не надо бизнес отвлекать, пусть занимается делом. Между большими обследованиями проведем выборочные, целевые. В целом этого вполне достаточно.

- Как будете проверять достоверность предоставляемой предприятиями информации? И существуют ли какие-то фильтры, которые отсекают ложную информацию?

- У нас есть так называемый формальный и логический контроль, когда мы смотрим на ответы анкеты и взаимосвязанные поля. Кроме того, у нас разрабатываются фильтры, когда мы определяем поля ложной информации и начинаем их править.

- Как править? Еще раз к предпринимателю наведаетесь?

- А зачем к нему ходить? Он уже один раз обманул, мы определим величину показателя, который с наибольшей вероятностью должен быть на этом месте. Мы смотрим на всю совокупность ответивших, выбираем похожую группу предприятий, делаем усредненное значение, это является донорской информацией, и импутируем в эту анкету правдивую информацию. Или максимально приближенную к истине. Такие методы используются большинством статистиков мира. Это не волюнтаристские подходы: мне кажется - не кажется. Все сделает компьютер по определенным математическим алгоритмам и предложит нам варианты исправлений.

- У некоторых предпринимателей есть проблемы с миграционной службой. И они не хотят открывать цифру работающих. Как вы будете их проверять?

- Предположим, частные булочные. Мы знаем, сколько они выпекают хлеба. В других булочных аналогичное количество булок выпекают пять человек. А тут ответ - один работник. Мы тут же посмотрим на его ответ об используемом оборудовании. И поймем, что должно быть минимум трое. Двое хлеб и пирожные выпекают, третий должен муку таскать. Мы сейчас только начинаем делать первые шаги на этом поле. Методы исследования информации меняются. Будем хранить и базу так называемой грязной информации, невычищенной.

- Может, перенять мировой опыт?

- Мы, конечно, анализируем и используем опыт коллег. Наиболее распространен канадский программный продукт по автокорректировке и импутации. Он приобретается всеми национальными статслужбами мира. Сильны американцы. Но в любом случае нельзя просто брать канадский или американский продукт и применять к нашей российской действительности. Есть своя специфика. Так что потребуется адаптация методов, применяемых за рубежом.

- Через пять лет в этих анкетах сохранятся показатели?

- В большинстве своем - да. Вы абсолютно правы, для статистики важен динамический ряд. И мы обязаны по главным характеристикам делать сопоставимую во времени информацию.

- Сплошное наблюдение было раньше обкатано в регионах?

- У нас проходили пилотные обследования. Но они охватывали, как правило, территорию одного региона - это Волгоградская и Астраханская области, Республика Коми. Так что определенный опыт накоплен.

- Если бизнес совместный, допустим, российско-итальянское производство. Как надо отвечать предпринимателям? Или, допустим, предприниматель купил завод во Франции. Надо ли ему отвечать на анкету?

- Мы обследуем те предприятия, которые находятся на территории нашей страны. В том числе и совместные, с участием иностранного капитала. Они же резиденты нашей экономики, и мы должны учитывать их в макроэкономических показателях. А бизнес, которым владеют российские граждане за границей, пусть "заграницу" и волнует.

- Будет ли учитываться сезонность предприятий? К примеру, кондитерские цеха в основном работают осенью и зимой, а летом проходит сокращение работников.

- Есть такая проблема, но мы вопросы им тоже зададим. И будем думать, как эту сезонность потом учесть. "Полетаем" над всей генеральной совокупностью, возьмем информацию. А потом полученную информацию будем учитывать при организации выборочных квартальных опросов.

- Будет ли проводиться информационно-разъяснительная работа среди предпринимателей для успешной реализации обследования?

- Общественное мнение, несомненно, играет большую роль в получении достоверных данных от респондентов. Поэтому предусмотрены определенные мероприятия с прессой, "круглые столы", уже давно существует рубрика на нашем сайте со всеми документами по обследованию. Готовятся радиоролики. Это будет не такая масштабная разъяснительная кампания, как для Всероссийской переписи населения 2010 года. И по срокам кампания более сжатая, и по деньгам.

- Значит, она не будет агрессивной?

- Конечно, зачем бизнес пугать. Да и ресурсы ограничены. Дорогостоящей телевизионной рекламы не будет. В любом случае индивидуальные предприниматели и предприятия по закону обязаны перед нами отчитываться. Можем по административному кодексу наказывать за отказ от участия в обследовании. Этим, кстати, перепись бизнеса отличается от переписи населения, когда респонденты дают ответы добровольно.

- Не проводились ли консультации с бизнесменами и союзами бизнесменов?

- В рамках подготовительных работ Росстат проводил консультации с различными отраслевыми союзами. Также планируем еще подключить РСПП и Торгово-промышленную палату. Непосредственно перед обследованием, причем как на федеральном, так и региональном уровне. Конечно, обратимся в отраслевые союзы производителей. Надеемся на их помощь, поскольку они, может быть, лучше нас, статистиков, смогут убедить членов своих союзов и организаций в том, что сплошное обследование - не страшно и не больно, а, наоборот, будет польза самому бизнесу. У государства будет больше информации по хозяйственной деятельности, занятости, территориальному размещению бизнеса, и оно будет вырабатывать более адекватную политику в отношении бизнеса. Полученные цифры будут всем доступны - бизнесу, государству, профсоюзам. Это честная игра.

- Бизнес также сможет сделать правильные выводы?

- Конечно. Результаты обследования пригодятся для бизнес-плана, выработки стратегии развития на будущее. Производители смогут оценить конкурентный рынок, определят, где есть потенциальные смежники и поставщики продукции, куда надо отправлять продукцию.

- Недавно создана комиссия по проведению сплошного наблюдения. В чем заключается ее работа? Это творческий коллектив или скорее административный рычаг?

- Эта комиссия, как мне кажется, больше творческая. Появилась возможность высказаться, учесть мнение разных сторон, экспертного сообщества. С другой стороны, комиссия, конечно, готовит решение, связанное с управлением процессом подготовки и проведения обследования. И в этой части она играет определенную административную роль.

- Как будут собираться данные по фирмам-однодневкам?

- Если предприятие официально зарегистрировано, мы должны его найти. Сначала всем посылаем по почте анкету. Ответил - хорошо, не ответил - направляем интервьюера. А однодневка фирма или не однодневка, для нас это не важно. Даже если предприятие сдает нулевую налоговую отчетность, для статистиков оно живое, временно приостановившее свою деятельность. И мы такое предприятия обязаны обследовать.