Бывший руководитель МФО «Менатеп» Платон Лебедев сегодня начал давать показания в Хамовническом суде Москвы.
Начал он с рассказа о структуре и деятельности возглавляемой им организации. По его словам, для столь крупной компании было принципиальным не заниматься легализацией и отмыванием денег. «Для любой организации подозрение властей в отмывании денег превращается в “черную метку”. С ней перестают вести дела, банковские счета замораживаются, и неизвестно, к каким последствиям это может привести», — заявил Лебедев.
Он добавил, что в мире под легализацией денежных средств понимается сокрытие доходов, полученных от торговли оружием, наркоторговли и проституции. Во всех странах так называемая финансовая разведка проверяет все сомнительные сделки. «Единственным источником дохода международного инвестиционного холдинга “Менатеп” являлись дивиденды ее дочерних компаний или проценты от займов им», — пояснил подсудимый. Он подчеркнул, что денежные средства от третьих лиц не могли быть зачислены на счета, «иначе несколько “грязных долларов” могли бы испортить репутацию всего холдинга». По его словам, МФО получал именно дивиденды ЮКОСа, а не деньги, полученные от реализации нефти.
Тот факт, что «Менатеп» был зарегистрирован в 1997 г. в Великобритании, Лебедев объяснил тем, что Россия в то время не могла стать местом регистрации международного бизнеса: рубль не был конвертируемой валютой, а ряд международных соглашений не были ратифицированы. «Риски были не просто огромные, а непредсказуемые», — пояснил обвиняемый.
Адвокат Лебедева Константин Ривкин пояснил, что его подзащитный будет давать показания минимум две недели.