Вчера два из трех крупнейших мировых рейтинговых агентств понизили на две ступени суверенный рейтинг Португалии. А за несколько часов до этого глава Европейского центрального банка (ЕЦБ) Жан-Клод Трише обвинил могучую тройку (Fitch, Standard & Poor’s и Moody’s) в олигополии. По его мнению, искусственное регулирование ими суверенных рейтингов ряда европейских стран негативно сказывается на финансовой стабильности этих государств. Отечественные эксперты сравнивают рейтинги с показаниями градусника. Они не могут ни диагностировать болезнь (скажем, дефолт), ни лечить ее, а только фиксируют температуру. Но, соглашаются аналитики, термометры могут и врать.

Господин Трише отметил, что «сейчас уместнее всего остановить олигополию» Fitch, Standard & Poor’s и Moody’s. Олигополия, напомним, – это тип рыночной структуры, в которой доминирует крайне малое количество фирм. По мнению главного банкира Европы, мировая тройка рейтинговых агентств часто усиливает или, наоборот, способствует падению индексов на фондовых рынках. «А это идет в разрез с финансовой стабильностью», – отметил он.

В своих претензиях ЕЦБ не одинок. По мнению министра экономики Франции Кристин Лагард, понижение суверенных рейтингов некоторых стран буквально за 15 минут до закрытия торгов в Европе – не что иное, как пособничество обогащению биржевых игроков. Претензии к международным составителям рейтингов предъявили также МВФ и Европейская комиссия. В частности, они отметили, что понижение агентствами суверенных рейтингов сначала Греции, а потом Португалии и Испании негативным образом отразилось на ходе торгов на европейских фондовых биржах.

Олигополия, действительно, ощущается. Когда на днях китайское агентство Dagong International Credit Rating выставило США рейтинг ниже, чем Китаю, Швейцарии и Австралии, да еще и с негативным прогнозом, мир не перевернулся. Хотя пекинские аналитики предупредили, что Америка может столкнуться с ростом стоимости заимствований и риском дефолта, биржи в ответ даже не охнули, ведь у большой тройки кредитный рейтинг США остался наивысшим. Как отмечают российские специалисты, дело не в том, что говорить, а в том, кто это будет слушать. Что же касается обвинений в искусственных рейтингах, то начальник отдела управления активами одной из крупнейших УК Андрей Власенко считает их надуманными. «На пустом месте ничего «сфабриковать» нельзя. Агентства оценивают возможности той или иной страны на основе существующих макроэкономических показателей», – пояснил он «НИ». Вместе с тем специалист не исключил некоего «политического влияния на результаты рейтингов», но оно не может быть определяющим. Во всяком случае, Греция, Португалия и Испания, по его словам, получили все «вполне заслуженно».

Эксперт Центра развития Сергей Пухов сравнил ситуацию, сложившуюся вокруг рейтинговых агентств, с попыткой лечить болезнь с помощью градусника, который предназначен совсем для других целей. «Глупо все-таки обвинять градусник в том, что он не показывает желаемую температуру. Причина болезни не связана с тем, что показывает градусник. Так же бессмысленно искать причину финансовой нестабильности в оценках, которые оставляют желать лучшего. Конечно, хотелось бы других оценок. Тем более что они все-таки влияют на успех компаний, которые выходят на международный уровень», – отметил аналитик.

В случае с Россией было принято считать, что ни от каких рейтингов наш фондовый рынок не зависит. Он, как правило, лишь повторяет движения западных или восточных площадок, поднимаясь и падая вместе с ними. Исключение – цены на нефть, к которым отечественные индексы привязаны очень крепко. Однако сейчас, по мере того как страна все сильнее интегрируется в мировую экономику, ситуация меняется, отмечает г-н Пухов. «И чем острее осознание, что альтернативы этому нет, тем очевиднее зависимость российского фондового рынка от оценок рейтинговых агентств», – подчеркнул он.

Тем не менее, настаивает эксперт, никакой рейтинг нельзя воспринимать как окончательный диагноз. «Не факт, что показатели агентств всегда правильно и объективно оценивают ситуацию. Практика уже показала, что рейтинговые агентства не в состоянии заранее, например, предвидеть дефолт, в отличие от самого рынка. То есть агентства не в состоянии измерить температуру раньше, чем она поднялась или опустилась на самом рынке. Поэтому фиксируемые составителями рейтингов изменения фондовые площадки, как правило, обыгрывают раньше, чем это предвидят агентства», – отмечает Сергей Пухов. К тому же, напоминает он, есть и другие, более эффективные и точные инструменты измерения показателей, которые нужно отслеживать не менее, а даже более тщательно, чем рейтинги. Например, рынок облигаций.