Конституционный Суд РФ провозгласил постановление, в котором признал положения абзаца десятого статьи 2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» не противоречащими Конституции Российской Федерации.

В соответствии с данной нормой участник ООО не может быть признан безработным, а следовательно, ему не может быть начислено пособие по безработице.

Поводом к рассмотрению дела послужила жалоба Гущина Николая Ивановича, который был уволен в связи с сокращением штата и встал на учёт в службу занятости. Ему было начислено пособие, однако позже служба выяснила, что гражданин Гущин является участником ООО. После этого его сняли с учёта в качестве безработного, а решение о назначении ему пособия было отменено.

Гущин решил оспорить эти решения и обратился в районный суд. Он указал, что не состоит в трудовых отношениях с ООО, его доля в уставном капитале составляет 511 руб., а получаемые дивиденды чуть более 1 000 руб. Однако суд отказал в удовлетворении его иска со ссылкой на абзац десятый статьи 2 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации».

Н. Гущин решил оспорить данную норму закона в Конституционном Суде РФ, сославшись на то, что Конституция РФ гарантирует гражданам защиту от безработицы и социальную поддержку безработным. Заявитель утверждал, что он вправе рассчитывать на подобную поддержку, поскольку, не имея ни работы, ни заработка, фактически является безработным.

КС РФ в своём решении указал, что деятельность участников ООО не является в буквальном смысле предпринимательской, однако она относится к экономической деятельности, сопряжённой с экономическими рисками. Осознанно принимая решение об участии в деятельности ООО, граждане берут на себя бремя заботы о собственном благополучии.

Экономическая деятельность граждан, предпринятая на их собственный риск, не предполагает обязанности государства предоставлять этим гражданам такие же гарантии социальной защиты, что и безработным гражданам, не входящим в категорию занятого населения.

Признание участников ООО безработными и предоставление им пособия по безработице приводило бы к их необоснованному материальному преимуществу по сравнению с участниками других хозяйственных обществ, а также с лицами, потерявшими оплачиваемую работу и не имеющими других источников средств к существованию. Вместе с тем это не означает, что государство вообще освобождается от обязанности оказывать социальную помощь тем участникам ООО, которые оказались малоимущими. И признание оспоренной нормы, не противоречащей Конституции РФ, не может препятствовать тому, чтобы федеральный законодатель, руководствуясь конституционными принципами справедливости и равенства, установил для малоимущих участников ООО, утративших работу, гарантии социальной защиты, предусмотренные законом для безработных граждан.