Уровень потребительского доверия в мире резко пошел вверх. В I квартале он достиг 92 пунктов - самого высокого показателя с начала кризиса, свидетельствуют данные Nielsen. Более всего уверовали в окончание кризиса в странах Азии. А вот в России потребители выжидают, считая, что рецессия еще не кончилась.

Российскому потребителю общемировой настрой на окончание кризиса не указ. Уровень потребительского доверия в России по итогам I квартала остался таким же, как во второй половине прошлого года, в то время как во всем мире этот показатель вернулся к докризисным уровням, свидетельствуют данные исследовательской компании Nielsen.

В целом же уровень потребительского доверия вырос во всех регионах мира, однако темпы и масштабы экономического подъема еще больше увеличили разрыв между стремительно растущими регионами Юго-Восточной Азии и Латинской Америки с одной стороны, и вялым подъемом в Соединенных Штатах и в Западной Европе с другой стороны.

Потребителям в целом полегчало

К потребителям возвращается доверие к экономике. В целом по миру, индекс потребительского доверия, рассчитываемый Nielsen, вырос до 92 пунктов - всего на два пункта ниже уровня, зафиксированного в III квартале 2007 года, непосредственно перед кризисом в мировой экономике. Индекс потребительского доверия достигал своего абсолютного минимума в 77 пунктов в начале 2009 года, когда международной финансовой системе чудом удалось избежать краха.

В компании отмечают, что "впервые за два года данные по глобальному потребительскому рынку показывают, что экономическая ситуация улучшается - новость, которую так ждали производители и ритейлеры, и которая означает, что намерения потребителей увеличивать свои расходы будут реализованы в реальных продажах".

За прошедший год количество потребителей во всем мире, считающих, что они все еще находятся в состоянии рецессии, сократилось на 19 пунктов - до 58%. Год назад таких потребителей было 77%.

Теперь потребители начали увеличивать свои расходы. Рост глобального индекса потребительского доверия и активизация покупательской активности были вызваны улучшением в оценках потребителями своих перспектив трудоустройства - в течение последних шести месяцев этот показатель демонстрировал поступательный рост. В первом квартале 2010 года 43% глобальных потребителей оценивали свои перспективы занятости, как "отличные и хорошие". Шесть месяцев назад доля таких потребителей составляла 35%. Кроме того, каждый третий глобальный потребитель утверждает, что в течение ближайших 6 месяцев собирается увеличить свои расходы на развлечения вне дома, новую одежду и новые технологии.

Россияне затаились

Россияне не столь оптимистичны. В России индекс по итогам I квартала составил 86 баллов, оставшись на уровне второй половины 2009 года. В III квартале 2008 года оптимистичные настроения российских потребителей оценивались в 104 индексных пункта, но уже в начале 2009 года индекс обвалился до 75 пунктов.

По оценкам Nielsen, российские потребители замерли в ожидании дальнейших изменений в экономике страны: 83% опрошенных считают, что страна находится в рецессии, - почти столько же, сколько и в декабре 2009 года (82%). Число оптимистов, считающих, что страна выйдет из экономического кризиса в ближайший год, осталось практически неизменным - 28% (в декабре 2009 года - 27%).

Причина того, почему Россия заметно выбивается из оптимистичной группы - сравнительно низкие оценки потребителями своих перспектив трудоустройства. Соотношение оптимистов и пессимистов - т.е. тех, кто считает их "хорошими" и "отличными" (27%) и тех, кто считает их "не очень хорошими" и "плохими" (72%) - осталось стабильным по сравнению с предыдущей волной в декабре 2009 г. В то же время, на 4 пункта увеличилось число тех, кто считает свои перспективы трудоустройства плохими. Похоже, что, несмотря на то, что столичный рынок труда оживился за последние несколько месяцев, на регионы эта тенденция пока не распространяется, отмечается в исследовании.

Очень оптимистичная Азия

Рост потребительского доверия наблюдался в 41 из 55 стран, где проводилось исследование Nielsen в 1-м квартале 2010 года. Наивысший уровень потребительского доверия по-прежнему отмечается в Индии (127 индексных пунктов), Индонезии (116) и Норвегии (115). На другом конце шкалы находятся Литва (46 пунктов), Хорватия (48) и Португалия (51).

Азиатско-Тихоокеанский регион демонстрирует наибольший рост потребительского доверия среди всех регионов (+8), - отчасти из-за резкого подъема на Тайване (+14) и в Сингапуре (+11). В двух наиболее быстрорастущих рынках мира - Индии и Китае - индекс потребительского доверия вырос на 7 и 6 индексных пунктов, соответственно. В Китае индекс подскочил до 107 пунктов - всего лишь на один пункт ниже рекордного уровня в 108 пунктов, зафиксированного в 1 квартале 2005 года.

В целом, индекс потребительского доверия в Латинской Америке вырос на 5 пунктов - с 94 до 99. Наиболее высокий уровень индекса потребительского доверия в этом регионе отмечен в Бразилии (108), Колумбии (100), Чили (99) и Аргентине (92).

Наибольшие темпы роста потребительского доверия показала Мексика - за 6 последних месяцев доверие потребителей выросло на 10 пунктов до 87.

В Венесуэле же настроения потребителей заметно охладели: после девальвации национальной валюты - боливара - индекс потребительского доверия в стране упал сразу на 9 пунктов, до 83.

Американцы все еще крайне осторожно относятся к своим расходам. В США индекс повысился всего на 1 индексный пункт (с 84 до 85). Вместе с тем, это на два процентных пункта выше предкризисного уровня (83 пункта в 1-м квартале 2008 года). Индекс потребительского доверия в Канаде достиг уровня в 100 пунктов - это на 2 пункта выше, чем в предыдущем квартале, и на 6 пунктов выше, чем полгода назад.

В Европе, не смотря на рост индекса в целом в регионе, в семи из 28 стран отмечено снижение потребительского доверия. Уровень потребительского доверия в Италии и Германии снизился на 3 пункта по сравнению с уровнем, зафиксированным полгода назад, что свидетельствует о сложной экономической ситуации в этом регионе. При этом в Великобритании доля потребителей, считающих, что они находятся в состоянии рецессии, снизилась, составив 84%. Шесть месяцев назад таких было 94%. И хотя число потребителей, которые считают, что их страна переживает период рецессии, все еще высока, снижение на 10 процентных пунктов позитивно сказалось на росте объемов продаж товаров повседневного спроса в этой стране.

Греция, балансирующая на грани экономического коллапса с начала 2010 года, демонстрирует самый резкий спад индекса: на 15 пунктов.

Исследование глобального потребительского доверия было проведено компанией Nielsen в марте, в нем приняли участие более 27 тыс. потребителей из 55 стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Европы, Латинской Америки, Ближнего Востока и Северной Америки. Индекс отражает уровень потребительского доверия, основные факторы, влияющие на этот уровень, а также готовность потребителей тратить свои средства.