Ошибки, допущенные чиновниками и работодателями в базе данных Пенсионного фонда России (ПФР), грозят серьезными неприятностями для россиян. По оценкам экспертов, речь может идти о десятках тысяч граждан нашей страны, у которых при оформлении документов ПФР случайно были допущены разночтения в имени, фамилии и других сведениях. Если ошибка не будет вскрыта своевременно, то застрахованный может не обнаружить на своем счете пенсионных накоплений, честно заработанных им за время активной трудовой деятельности.

Объем бесхозных, не разнесенных по индивидуальным счетам средств в ПФР, по экспертным оценкам, может превышать 10 млрд. руб. В прошлые годы руководство фонда называло противоречивые цифры так называемых неразнесенных (не поступивших на индивидуальные счета граждан) сумм, говоря о 0,5–1,5% от всех поступлений в ПФР. Это данные 2003 года, на которые ссылался тогдашний глава фонда Михаил Зурабов. Более свежих данных «НГ» получить не удалось. По словам представителя пресс-службы ПФР Татьяны Миляевой, пенсионной страховой системе нашей страны семь лет, и, учитывая, что оборот средств, которые идут на пенсионное страхование, высокий, эта сумма получается немаленькой. «В Москве и Московской области за 2008 отчетный год размер не разнесенных по индивидуальным счетам средств составил 0,4% от общей суммы», – говорит заместитель управляющего отделения ПФР по Москве и Московской области Анатолий Миклашевич.

С проблемой «потерянных» пенсионных накоплений столкнулся на своем опыте и автор этих строк. Как выяснилось, в течение семи лет с момента постановки на учет в Пенсионный фонд отчисления по ЕСН не поступали на его индивидуальный лицевой счет. Причина – ошибка в написании имени, допущенная работодателем по прежнему месту работы. Деньги, учитывая уровень зарплаты и небольшой трудовой стаж, не самые большие. Однако в этой ситуации, как в зеркале, проявились проблемы достаточно большого числа россиян, которые из-за неточностей и ошибок в документах не пополнят свои индивидуальные счета в ПФР. А это уже многие миллиарды «бесхозных» рублей, хозяев которых чиновники искать по своей инициативе не собираются.

Руководство ПФР называет две причины появления бесхозных миллиардов. Первая – предприятия пока ЕСН выплачивают одной суммой, часть которой поступает в распоряжение ПФР. И эта сумма не персонифицирована. Если работодатель не озаботился предоставлением в ПФР полного перечня своих сотрудников с указанием сумм взносов и номеров страховых полисов, не подтвердил документально, за каким работником сколько отчислений закреплено, то поступившие платежи после сверки данных остаются на балансе ПФР как неопознанные. «Эта ситуация должна измениться после 2010 года, когда работодатели будут платить не ЕСН, а страховые взносы в ПФР за каждого работника», – пояснила Миляева.

Вторая причина пропажи пенсионных денег – неправильно указанные работодателем сведения о сотрудниках. Судьба этих денег в общей копилке ПФР сначала такая же, как и судьба взносов, не разнесенных по индивидуальным счетам. Они просто остаются на балансе ПФР до тех пор, пока не будет установлена их принадлежность. Как отмечает Миляева, ошибка в имени или дате рождения – редкое явление. Вместе с тем очевидно, что любой человек при изменении своей фамилии или, например, при более экзотическом варианте – при смене пола, забывший внести уточнения в свои документы ПФР, автоматически становится «мертвой душой».

По словам Миляевой, ПФР заинтересован в том, чтобы «все средства направлялись правильно, грамотно, адресно. Чтобы, если вдруг обнаружатся ошибки, они были максимально быстро исправлены». Однако личный опыт показывает, что при частой смене места работы, при не всегда добросовестных работодателях и собственной невнимательности к этим вопросам, ошибки в базе данных ПФР исправлять некому. Судьба поступивших в фонд пенсионных отчислений, которые неясно на чей счет зачислять, чиновников не волнует. Проблема все равно так или иначе будет решена, уверяют они. «Средства, которые поступали на этот счет, никуда не пропадут, не сгорят даже при оформлении нового свидетельства», – подчеркнула Миляева. Получается, что инициативу должен проявлять сам будущий пенсионер, который как никто другой заинтересован в обеспеченной старости.