Будет ли у россиян пенсия

Примерно через четверть века количество пенсионеров в России сравняется с числом работающих. Нынешняя пенсионная система к этому не готова. Реформа социального обеспечения обещает стать вечной и пережить тех, для кого она затевалась.

Большинство европейцев после выхода на пенсию начинают жить в свое удовольствие: ходят в рестораны, путешествуют по миру, многие даже детям материально помогают. Ничего удивительного – коэффициент замещения на Западе, рассчитываемый как отношение средней пенсии к средней зарплате, составляет 60-70%. Для россиян аналогичный показатель колеблется на уровне 23-27%.

Именно на таких примерах и контрастах строилась информационная поддержка пенсионной реформы, начавшейся в 2002 году. Она заключается в переходе от чисто распределительной системы, при которой пенсию назначало и выплачивало государство, к распределительно-накопительной, когда часть функций передается в частные руки. Смешанная модель обеспечивается переходом на страховую основу назначения пенсий с добавлением накопительного элемента. В результате сегодня Россия имеет трехчастную систему. Она состоит из государственного и негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования (ОПС), а размер выплат зависит уже не от стажа, а от объема средств, аккумулированных на индивидуальном лицевом счете. Ключевым элементом реформы стало введение накопительной части в структуре трудовой пенсии (НЧТП). И если отчисления на базовую и страховую части расходуются на выплаты сегодняшним пенсионерам, то накопления обособляются и инвестируются.

Не помогло. Средний размер трудовой пенсии (в первом квартале 4614 рублей) превышает прожиточный минимум пенсионера всего на 14,1%, а разрыв между пенсией и зарплатой стабильно рос. За год до начала реформы - в 2001-м - коэффициент замещения доходил почти до 32%. Но уже в 2006-м он снизился до 27,7%, а в 2008-м и вовсе – до 24,8%. По международным же стандартам данный показатель должен быть не ниже 40%. Правда, благодаря проведенным индексациям средний размер назначенных пенсий в августе 2009-го составил уже 29,6% от средней начисленной зарплаты (в августе 2008-го - 26,3%).

Основные цели очередной модернизации – повышение выплат для нынешних пенсионеров и застрахованных лиц, которые подпадают под действие «старой» и «новой» систем (средняя трудовая пенсия к 2020 году должна составлять 2,5 прожиточного минимума), и создание условий для достижения 40% коэффициента замещения для россиян, полностью «вписывающихся» в «новую» систему.

Первая цель достигается, во-первых, валоризацией (повышением денежной оценки) расчетного пенсионного капитала с учетом стажа в советское время. Это произойдет уже в 2010 году. Сумма валоризации будет равна 10% от расчетного пенсионного капитала на 1 января 2002 года плюс 1% за каждый год стажа до 1991 года. Например, для человека с 30-летним стажем в советское время пенсионный капитал увеличится на 40% (10+30%). По данным ПФР, валоризация затронет 36,5 млн граждан. Во-вторых, будут установлены социальные доплаты, если минимальный уровень пенсионного обеспечения пенсионера окажется ниже прожиточного минимума.

Вторая часть реформы касается не только настоящих, но и будущих пенсионеров. Для этого правительство предложило перевести систему на страховые принципы и одновременно повысить отчисления в нее. С 2010 года произойдет замена ЕСН на страховые взносы в ПФР, Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования. Также вводится порог годовой зарплаты в 415 тыс. рублей, до достижения которого платежи будут взиматься. Изменится и структура пенсии: базовая часть в фиксированном размере перейдет в страховую.

Идеи собрали критику со всех сторон. Основные недостатки новой модели для бизнеса заключаются в существенном увеличении налогового бремени.