В то время как экономический кризис серьезно ударил по зарплатам россиян, доходы пенсионеров не только не упали, но даже выросли. Мало того, в будущем году нас ждет реформа, которая еще больше поднимет уровень пенсионного обеспечения. Все это, безусловно, хорошо – наши ветераны заслуживают достойной старости. Сомнения вызывает лишь одно – надолго ли хватит денег?

По мнению серьезных экспертов, средств на выплату повышенных пенсий достаточно разве что на пару лет. За счет чего платить тем, кто войдет в «третий возраст» через 10-15 лет, непонятно.

С начала этого года пенсии повышались уже три раза. С 1 марта базовая часть выросла на 8,7%, с 1 апреля страховая увеличилась на 17,5%, а с 1 августа – еще на 7,5%. Четвертое, самое масштабное повышение намечено на 1 декабря, когда базовая часть будет проиндексирована на 31,4%. По расчетам ПФР, после всех повышений итоговый средний размер трудовой пенсии на конец года составит 6280 руб., а социальной – 4294 руб., что даже чуть выше прожиточного минимума пенсионера.

Несмотря на столь бурный рост, наши пенсионеры, по мнению заместителя директора Независимого института социальной политики Оксаны Синявской, по-прежнему остались людьми небогатыми. «Индексация была важна, потому что в условиях кризиса многие пенсионеры лишаются такого важного источника доходов, как заработки. Ведь перед кризисом почти 30% пенсионеров работали, – сообщила она «НИ». – В условиях кризиса они стали одними из первых, кто работу потерял. Ведь их сокращения не увеличивают общий уровень безработицы в стране и статистики не портят. К тому же работодателю выгоднее держаться за молодого работника, чем за пожилого. Поэтому проведенные индексации, по крайней мере, позволили поддержать уровень жизни пенсионеров».

На будущий год запланирована очередная реформа, которая должна привести к еще большему росту пенсий. Россиян ожидает так называемая валоризация – переоценка денежной стоимости пенсионных прав, приобретенных до реформы 2002 года. Так, с 1 января расчетный пенсионный капитал будет увеличен на 10%, плюс к нему будет прибавляться по 1% за каждый год «советского» трудового стажа до 1991 года. Помимо этого, запланирована одна индексация трудовых пенсий и две – социальных. В результате, по подсчетам ПФР, за 2010 год средний размер трудовой пенсии должен увеличиться на 46% и к концу года равняться 8408 руб. Пенсии инвалидов и участников Великой Отечественной войны достигнут уровня 20 тыс. руб.

Власти утверждают, что со следующего года порядок определения размера пенсий станет более справедливым, он будет больше учитывать реальный трудовой вклад работников. Тем не менее член комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева находит в новом порядке несправедливые моменты, в частности, то, что в трудовом стаже до 1991 года не учитывается период обучения. «Фактически те, кто имел периоды подготовки к профессиональной деятельности, штрафуются за то, что учились, пребывали в аспирантуре, докторантуре, – сообщила она «НИ». – Особенно большие штрафы будут у врачей, поскольку у них длительный период обучения. В результате начальник цеха будет получать меньше, чем вахтер, который этот цех сторожит».

Основной источник финансирования пенсий – Пенсионный фонд. Но, учитывая, что уже не первый год его доходы существенно уступают расходам, во многом бремя финансирования пенсий ложится на федеральный бюджет. По официальным данным, в этом году на покрытие дефицита ПФР из него будет взято 354 млрд. руб. «Это далеко не все расходы на пенсии – из бюджета также платятся государственные пенсии и базовая часть, – пояснила «НИ» ведущий эксперт Экономической экспертной группы Елена Лебединская. – Конечно, при этом бюджет получает доходы от отчислений по базовой части, но их не хватает и приходится добирать из общих расходов». По словам специалиста, в бюджете следующего года на покрытие дефицита Пенсионного фонда заложено уже 1,17 трлн. руб.

«Эта реформа задумывалась еще до начала финансово-экономического кризиса, и уже тогда эксперты говорили, что, несмотря на необходимость повышать уровень жизни пенсионеров, такие радикальные меры не обеспечены финансово, – заметила Оксана Синявская. – Другое дело, что до кризиса правительство справедливо говорило, что у нас есть нефтяные доходы, есть фонд будущих поколений, который можно использовать для финансирования издержек по этой реформе. Сейчас эти фонды существенно оскудели, и встает вопрос, как в перспективе финансировать новые пенсионные обязательства? Их выдают нынешним пенсионерам в стремлении поддержать уровень их жизни, но дальше отменить их уже не получится. На них будут претендовать и последующие поколения».

Выход власть, казалось бы, нашла, решив заменить ЕСН страховыми взносами и повысить их уровень с нынешних 26% до 34. Оксана Дмитриева считает, что это проблему не решит. «Да, взносы повышаются с 2011 года, но при этом ими облагаются только зарплаты до 415 тыс. руб. в год, – заметила депутат. – А очень многие виды доходов вообще не облагаются страховыми взносами, хотя они составляют около половины всех доходов. Поэтому можно сказать, что налогообложение увеличивается и значительно, но только на узком сегменте». «Даже если повысить ЕСН, денег все равно не хватает, – соглашается г-жа Лебединская. – В бюджете 2011 года, где уже заложено повышение ЕСН, на покрытие дефицита Пенсионного фонда предусмотрено – 662 млрд. руб. На следующий год нам еще хватит резервного фонда, но дальше у нас получается хронический дефицит. Власти надеются, что цены на нефть будут расти и появятся дополнительные доходы, которыми можно покрыть этот дефицит. Но здесь нет никаких гарантий».

Бюджетный дефицит, вызванный новой пенсионной реформой, предсказывается и в недавнем исследовании Bank of America Securities – Merrill Lynch, посвященном анализу российской пенсионной системы. По данным его авторов, валоризация обойдется бюджету в следующем году в 500 млрд. руб., в 2011-м – в 561 млрд., в 2012-м – в 609 млрд. Специалисты банка ожидают, что даже при сохранении высоких цен на нефть (около 70 долларов за баррель) из-за валоризации и старения населения бюджетный дефицит в среднесрочном периоде не опустится ниже 3–4% ВВП. При этом бюджетные платежи в пенсионную систему могут достичь 5,3 % ВВП в 2010 году и 4,4–4,6% в последующие два года.

Власти обещают, что пенсии будут расти и дальше. В своем бюджетном послании президент Дмитрий Медведев заявил, что средний их размер к 2024 году должен повыситься до 2,5 прожиточного минимума пенсионера. Оксана Дмитриева сомневается в том, что эта цель достижима. «Вы не будете получать высокие пенсии, если сохранится действующий механизм пенсионной системы. Более того, с развитием накопительной системы каждая следующая возрастная когорта будет получать меньше предыдущей», – считает она.

Дело в том, что сейчас граждане 1967 года рождения и младше отчисляют 6% в накопительную часть, которую нельзя использовать для выплат нынешним пенсионерам. Не секрет, что сегодняшние пенсии платятся в основном из сегодняшних же отчислений с зарплат трудящихся россиян. «Сейчас только порядка 50% отчисляют на накопительные пенсии, все остальное идет в общую копилку, но через 15 лет уже все работающее население будет часть денег отчислять себе, – заметила г-жа Дмитриева. – Денег на распределение будет все меньше, поэтому дефицит Пенсионного фонда будет сохраняться».

Еще одна проблема заключается в том, что накопительная часть пенсии, которая с годами должна увеличиваться за счет прибыли от инвестиций и потом дать серьезную прибавку пенсионным доходам, пока не растет. «И в государственных, и в частных компаниях доходность была не очень высока, и пока эта система будущим пенсионерам ничего не дала, – считает г-жа Синявская. – Хотя экономисты говорят, что об успехах накопительной системы нельзя судить по результатам первых 5–6 лет. Чтобы выйти на показатели позитивной доходности, ей требуется лет 20».

Получается, что высокие пенсии уже объявлены, но денег на их финансирование хватит лишь на пару лет. Эксперты считают, что после этого нам либо придется мириться с хроническим дефицитом бюджета, либо идти на непопулярные меры. Аналитики Bank of America Securities не исключают, что правительству, возможно, придется увеличить пенсионный возраст и ввести прогрессивную шкалу налогообложения. «Для повышения пенсионного возраста женщин еще есть демографические обоснования, но мы не можем обосновать повышение пенсионного возраста мужчин, – уверена г-жа Синявская. – Низкая продолжительность их жизни отражает, в том числе, и плохое состояние здоровья. Поэтому если отложить выход на пенсию мужчин, скажем, до 65 лет, мы уменьшим число пенсионеров по старости, но автоматически получим прирост пенсионеров по инвалидности. Но даже идея выравнивания пенсионного возраста для обоих полов сейчас закрыта на политическом уровне». По мнению эксперта, не взирая на благие намерения властей, пенсионная система слишком сильно зависит от демографии и экономики. «В стране с такими низкими заработками, как наша, и где зарплата так сильно реагирует на любые изменения экономического роста, очень сложно рассчитывать, что пенсии будут большими».