Несмотря на кризис, бюджетная статья «Госуправление» распухла на 3,8%, содержание правительства стало дороже на 37,4%.

В России чиновники кризиса не ждали, а по пришествии его не стали урезать расходы на свое собственное содержание и экономить деньги налогоплательщиков. В кризисных январе-июне 2009 года расходы на госуправление в целом по Российской Федерации выросли на 3,8% по сравнению с благополучным аналогичным периодом 2008 года. Самый большой рост расходов среди регионов России отмечен в Якутии (на 34,4%), Ненецком АО (34,1%) и Новгородской области (33,9%). Среди тех, кто больше всего ужался в тратах - республики Башкортостан (минус 19,7%), Бурятия (минус 16,9%) и Татарстан (минус 15%).

Содержание аппарата чиновников на федеральном уровне выросло на 16,4%, расходы на функционирование российского правительства - на 37,9%, расходы на президента - на 22,9%. В целом в первом полугодии 2009 года каждому россиянину содержание чиновничьего аппарата обошлось в 711 рублей по сравнению с 684 рублями в аналогичном периоде 2008 года.

Разнонаправленная динамика расходов на чиновников отражает, конечно, сильный разброс в экономическом положении разных субъектов федерации. Также она связана с различной концентрацией населения, географической удаленностью и разнообразными нюансами, обусловленными «историей» финансирования по этой статье. К примеру, резко возросшие траты на региональные органы власти в определенном периоде могут объясняться недофинансированием в более ранние периоды. Но соавтор исследования «Сколько стоит региональная власть в кризис» Игорь Николаев, возглавляющий департамент стратегического анализа ФБК, считает, что это не умоляет жадности чиновников. «Важен ответ на другой вопрос: почему некоторые регионы позволили себе повысить расходы именно в кризис?» - замечает Игорь Николаев.

В числе «отличников» оказался Татарстан, который разработал собственную планку расходов на госуправление. «Расходы на госуправление имеют свойство увеличиваться, и у нас в Татарстане так и было - дошли до 5%. Но потом нам президент республики сказал, что нужно установить верхнюю планку. Мы проанализировали соответствующие расходы в европейских странах, оказалось, что наиболее успешные из них справляются с долей расходов на госуправление в размере 3% от всех расходов бюджета. Такую планку мы установили и для себя», - рассказал министр экономики Татарстана Марат Сафиуллин. Стоит отметить, что общая доля расходов на чиновников в консолидированном бюджете России в первом полугодии 2009 года составила 3,7% от всех расходов бюджета – цифра, близкая к «эталону» татарстанских экономистов.

Но относительно невысокие траты все равно не могут повысить эффективность региональных властей. До кризиса она оценивалась на основании 600 индикаторов, на период кризиса федеральный центр обязал субъекты отслеживать дополнительно 60 индикаторов, при этом частота среза информации увеличилась с ежемесячного режима до еженедельного. «Документооборот, в том числе и электронный, растет в два раза быстрее, чем региональный валовой продукт. Скоро бумаги нас задавят, вместо услуг мы все чаще предоставляем ответы, отчеты, справки, отписки и прочие документы. В Сингапуре власти отчитываются всего по трем показателям: добавленная стоимость, количество рабочих мест и динамика инвестиций», - завидует Марат Сафиуллин.

Насколько рост расходов на чиновников в регионах коррелирует с их эффективностью, в ФБК пока сказать не могут. «Мы только начали исследовать эту тему, тут есть много над чем подумать. Например, сравнить динамику с ВРП. К сожалению, у Росстата показатели по ВРП есть только за 2007 год», - замечает Игорь Николаев.

Татарстанские экономисты провели собственное исследование, проанализировав структуру документооборота, разделив «отписки» от собственно управленческого решения - основной функции того или иного органа власти. «Выяснилось, что стоимость варьируется от министерства к министерству от 120 рублей до 310,7 тыс. А стоимость в пересчете на одного сотрудника – от 120 до 2420 рублей, - говорит Марат Сафиуллин, - При этом все министерства получают примерно одинаковое финансирование в рамках статей по госуправлению».

Стоит добавить, что тратиться на госаппарат любят не только в России. В США с начала рецессии – с декабря 2007 года по лето 2009 года – численность чиновников растет, несмотря на то, что в частном секторе безработица скоро достигнет 10%. Количество сотрудников федерального правительства за это время выросло более чем на 2%.