"Законопроект получился", - так охарактеризовал итог работы над компромиссным вариантом закона о торговле первый вице-премьер Виктор Зубков накануне вчерашнего заседания президиума правительства.

Производители продовольствия и торговцы, которые уже около года вели друг с другом открытую информационную войну, кажется, сумели договориться.

Спор между ними шел вокруг распределения совокупного дохода от продажи продовольствия. Пищевики утверждали, что торговля забирает себе слишком много. Торговцы мастерски сопротивлялись переделу доходов, пока могли.

Рабочей группе под руководством Виктора Зубкова было поручено в двухнедельный срок собрать воедино все лучшее из двух, казалось бы, взаимоисключающих законопроектов. Первый больше года назад начинало готовить министерство экономического развития, а продолжил минпромторг. В нем, по мнению большинства экспертов, были учтены главным образом интересы торговли. Да и в минпромторге не скрывали, что при подготовке законопроекта преследовали главную цель: создать условия для развития торговли, чтобы обострить конкуренцию между различными сетями и, таким образом, добиться на рынке баланса интересов.

Альтернативный проект закона подготовили депутаты Госдумы при поддержке экспертов из Ассоциации отраслевых союзов АПК АССАГРОС. Он, по понятным причинам, защищал интересы производителей и поставщиков продовольствия.

Пару недель назад на совещании в правительстве под председательством Владимира Путина было решено запрячь этих "вола и трепетную лань" в одну повозку. То есть подготовить законопроект-гибрид. А заодно усадить за стол переговоров аграриев и торговцев и добиться от них согласия. И не забыть об интересах покупателей.

Многие эксперты тогда сомневались, что все это возможно одновременно. Однако сегодня стороны, еще недавно не скрывавшие своего противоборства, заявляют, что достигнутый компромисс их в целом устраивает.

КОММЕНТАРИИ

Виктор Семенов, депутат ГД, председатель Совета Ассоциации отраслевых союзов АПК АССАГРОС:

- Мы просчитали влияние нового варианта закона о торговле на розничные цены. Отдельные виды продуктов массового спроса должны подешеветь, по нашим прогнозам, на 10 процентов. Или, по крайней мере, не будет связанного с инфляцией роста цен.

Убежден, что закон о торговле в согласованном с бизнесом варианте будет способствовать более энергичному развитию компаний - производителей и поставщиков продовольствия. Что касается торговых сетей, то для корректных игроков рынка документ создаст более благоприятную конкурентную среду. Тем же, кто использует так называемые "недобросовестные практики" - задерживает оплату поставленного товара, берет с производителей плату за "вход" в сеть и тому подобное - придется поумерить аппетиты и начать искать внутренние резервы для дальнейшего развития.

С точки зрения агробизнессобщества главный плюс в том, что закон в его настоящем варианте положит конец так называемой бонусной политике, которую некоторые торговые сети применяли в отношении поставщиков. Мы договорились, например, что торговые сети будут включать в себестоимость затраты на сохранность продукции на прилавках. До сих пор они, как правило, стремились переложить эти расходы на плечи поставщиков продовольствия.

С другой стороны, все сошлись во мнении, что жесткое регулирование товарной наценки - это путь в никуда. Часть продоволь ственных товаров может просто исчезнуть с прилавков, если представителям торгового бизнеса покажется, что торговать ими невыгодно. Тем не менее мы договорились сохранить за правительством право регулировать наценку, но только в случае возникновения форс-мажорных ситуаций. А вообще регулировать цены должна здоровая конкурентная среда.

Ирина Канунникова, директор Союза Независимых Сетей России:

- Сложно спрогнозировать, как отразится закон о торговле на розничных ценах. Можно предположить, что они начнут падать. Мы договорились рассчитываться с поставщиками в более короткие сроки, чем было раньше. Есть надежда, что поставщики отреагируют на это снижением отпускных цен.

А если не отреагируют? В таком случае есть вероятность, что розничные цены пойдут вверх. То же сокращение сроков расчетов может привести к дефициту оборотных средств у ритейлеров, а розничные издержки никто не отменял и не уменьшал.

В целом же, я считаю, при работе над законопроектом компромисса удалось добиться. Например, в одном из старых вариантов закона была норма, запрещающая торговым сетям продавать товар ниже закупочной цены. Этот норматив, по сути, лишал покупателя возможности приобретать дешевую продукцию, а ритейлеров - делать более привлекательным для клиентов предложение в магазинах. В результате решили поступать следующим образом: продукцию можно продавать ниже закупочной цены, когда истечет 80 процентов срока годности товара либо по согласованию с поставщиком. Значит, акции в торговых сетях не отменяются, а это не может не радовать.

Илья Белановский, Исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли:

- Самое важное, что новый закон о торговле не спровоцирует роста розничных цен на продовольствие. Во-первых, он не позволяет поставщикам очень резко повышать стоимость своей продукции. Во-вторых, в законопроект не вошли нормы, которые привели бы к значительному увеличению издержек торговли. Например, в одном из старых вариантов закона предлагалось дать право муниципальным властям самостоятельно регулировать время работы торговых сетей. К счастью, это предложение не прошло, ведь компенсировать затраты предприятий торговли на урегулирование этого вопроса пришлось бы в конечном счете покупателям.

Сокращение сроков расчетов с поставщиками, возможно, приведет к некоторому увеличению торговых издержек. Но покупатель не должен этого заметить, негативный эффект мы постараемся компенсировать за счет внутренних ресурсов.