Счетная палата (СП) провела совещание «Кризис как возможность обновления промышленного и технологического потенциала экономики». Судя по высказываниям, которые на нем прозвучали, этого потенциала у России практически нет. Структурные деформации экономики, по словам аудитора СП Валерия Горегляда, только нарастают. А как отметил глава госкорпорации «Роснано» Анатолий Чубайс, у ведущих экономистов и аналитиков нет идей по системной перестройке экономики. При этом по­строение отвечающей современным по­требностям инновационной экономики может потребовать снижения расходов в социальной сфере. Между тем развитые страны продолжают активно наращивать свой технологический потен­циал, увеличивая разрыв с Россией.

Антикризисные меры всех ведущих стран ориентированы на качественное изменение экономик. Одним из главных направлений является повышение энергоэффективности. В Японии на обеспечение будущего развития выделено 9,8 трлн иен (102 млрд долл.), или 20% от пакета мер по борьбе с текущими проявлениями кризиса. За пять лет Токио профинансирует работы в области энергосбережения на 30 млрд долл. ЕС к 2020 году планирует увеличить энергоэффективность своих экономик на 20%. Антикризисный план США предусматривает выделение 30 млрд долл. на развитие экологически чистой энергетики как отдельной отрасли. В России, несмотря на курс по повышению энергоэффективности, по-прежнему отсутствует соответствующее законодательство. А на модернизацию в целом направлено лишь 1,1% антикризисных льгот федерального бюджета 2009 года, что составляет 5,6 млрд руб. выпадающих доходов бюджета.

Отсутствие нормального функционирования институциональной среды вынуждает правительство России, по словам Валерия Горегляда, бороться с кризисом в «ручном режиме», что усиливает искажения в экономике: в первом квартале лишь обрабатывающие отрасли продемонстрировали чистые убытки в размере 67,3 млрд руб. При этом большая часть антикризисных мер направлена на поддер­жание действующих предприятий, а не на создание технологий будущего. Между тем фискальные меры поддержки в России, по данным ОЭСР, наименее эффективные: в развитых странах на каждый вложенный доллар отдача равна 1 долл., в развивающихся странах — в среднем 0,5 долл., в России — результат нулевой или даже отрицательный. «Структурные деформации экономики продолжают нарастать, и нет эффективных программ правительства, направленных на прекращение этого процесса», — заявил Валерий Горегляд. Для перестройки экономики необходимы, по его словам, глубокие структурные реформы и повышение эффективности госрасходов.

Но как проводить реформы — внятного понимания нет ни у кого. Все профессиональное сообщество, в том числе экономическая и экспертная элита, по словам гендиректора «Роснано» Анатолия Чубайса, отстала интеллектуально и не готова предложить правительству системные меры перестройки экономики. «Я отношу это и к себе», — добавил он. Тем не менее он указал на ряд необходимых мер. В частности, на реформирование законодательства. Например, нынешний Налоговый кодекс строился для индустриальной экономики: он максимально прост и не учитывает тонкий инструментарий для стимулирования инноваций, сейчас же, по словам г-на Чубайса, должна быть уже другая, постиндустриальная идеология. Таможенный кодекс также устарел — глава «Роснано» посетовал, что официально провезти через границу пробирку или колбу невозможно, разве что в кармане.

Для развития инноваций нужен спрос на них. Экономикой России они сейчас не востребованы. По мнению директора Центра исследования постиндустриального общества Владислава Иноземцева, надо ужесточить нормативы энергоемкости, экологичности, материалоемкости строительства, «надо выстраивать новые стандарты и выбраковывать предприятия, которые не способны им следовать». Кроме того, как заметил Анатолий Чубайс, необходимо определить и источники финансирования инновационного сценария: «Каждый раз, когда говорим об усилении поддержки инновационной экономики, надо говорить, за счет чего. Возможно это только за счет снижения расходов в социальной сфере. Иных источников нет».

Главная проблема модернизации заключается в том, что государство отстранилось от регулирования экономики, резюмировал Владислав Иноземцев: «Сегодняшний подход к решению проблем только деньгами сегодня недостаточен и вызывает лишь инфляционный эффект».