Президентский совет по кодификации гражданского законодательства предлагает усложнить процедуру регистрации компаний: проверять содержание учредительных документов и вносимых в них изменений. Сам реестр юрлиц, по мнению совета, должны вести не налоговики, а органы юстиции или арбитражные суды.

Последний раз реформа реестра проводилась в 2002 г. Тогда он стал единым (ЕГРЮЛ), а полномочия по его ведению были переданы от органов юстиции и регистрационных палат Министерству по налогам и сборам (с 2004 г. — ФНС). Функции по регистрации части некоммерческих организаций (фонды, общественные и образовательные организации) получила Федеральная регистрационная служба.

Новая реформа предусмотрена концепцией развития гражданского законодательства, в которой президентский совет по кодификации предлагает изменить порядок внесения данных в реестр. Сейчас налоговики не проводят экспертизу документов, ограничиваясь проверкой их наличия. На процедуру регистрации коммерческих организаций отведено всего пять дней. Регистраторы не обязаны ничего проверять, признает начальник отдела ФНС Светлана Федченко. «Такой подход был ошибкой», — сокрушается член президентского совета, председатель комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников, во многом из-за этого так много фирм-однодневок.

Необходимо проверять законность корпоративных решений, сделок с долями и акциями, исследовать содержание учредительных документов, считают авторы концепции, сейчас же владельцы компаний узнают об изменениях в реестре, когда активы предприятия уже выведены. Например, подать документы с изменениями в реестр может как старый гендиректор, так и новый, объясняет Екатерина Семушкина из «Юков, Хренов и партнеры», на основе поддельных документов мошенник может зарегистрировать себя новым руководителем компании.

Чтобы сроки регистрации при этом не выросли, авторы предлагают ввести типовые уставы и дополнения к ним, которые будут регистрироваться без экспертизы. Как минимум 95% уставов ООО одинаковые, говорил в июньском интервью «Ведомостям» председатель Высшего арбитражного суда и член совета Антон Иванов.

Тотальная экспертиза не нужна, но как минимум нужно проверять, не является ли паспорт учредителя недействительным и не дисквалифицирован ли руководитель, считает Федченко: «Типовые уставы будут удобны, но они не решают проблему проверки». Типовые уставы — правильная идея, рассуждает директор департамента Минэкономразвития Иван Осколков, а вот такие дополнительные экспертизы лишь усложнят и затянут регистрацию. Они нужны только в некоторых случаях, считает он: например, ФСФР может проверять, нет ли нарушений при установлении одним из владельцев АО контроля над более чем 95% акций.

Даже сейчас регистрация растягивается на 6-7 дней и часто в ней отказывают по формальным причинам, говорит Семушкина, реальную пользу принесут проверки полномочий заявителей и паспортов, остальные меры лишь удлинят в несколько раз срок регистрации и увеличат число необоснованных отказов. Дополнительные проверки не спасут от всех злоупотреблений, но усложнят процедуру, согласен партнер Goltsblat BLP Антон Ситников.

Впрочем, проверками реформа может не ограничиться. В концепции предлагается передать функции по регистрации юрлиц и ведению реестра органам юстиции, а в перспективе — арбитражным судам. Ведение ЕГРЮЛ «требует необходимой юридической квалификации», объясняют авторы документа. В налоговых органах сотрудников с необходимым образованием почти нет, говорит один из членов совета. Cпециалисты, принимающие решения по регистрации, имеют необходимое образование, утверждает Федченко. Главное, чтобы составлением реестра занимались юристы, считает Крашенинников: нужно понимать последствия вносимых изменений.

Предполагается, объясняет Крашенинников, передача кадров, а не создание отдельного органа, поэтому серьезные затраты не потребуются. По словам Иванова, «у судов нет собственного экономического интереса <...> простые решения могли бы принимать клерки с юридическим образованием, сложные — прикрепленные к участку судьи».

Нужно повышать качество услуг, передача полномочий сама по себе не поможет, считает Осколков. Передача функций позволит устранить заинтересованность чиновников при принятии решений о регистрации, отмечает Ситников: сейчас налоговики должны зарегистрировать реорганизацию компании в течение двух недель, но затягивают процедуру, чтобы успеть провести налоговую проверку, на которую отведено два месяца. Представитель Минюста не смог прокомментировать предложения.