Банк России не испугался помрачневших прогнозов ВБ и выдвинул свою версию. Глава ЦБ РФ С.Игнатьев уверен, что нижняя точка в экономике будет пройдена во II квартале . И в принципе проблем стало меньше. Замедлился рост просрочки, рублю все также комфортно в "корзине", банки обласканы населением. А присмиревшая инфляция позволит снизить ставку рефинансирования.

Вот и Россия нащупала "дно". Второй квартал будет самым безрадостным для российской экономики, но дальше будет только лучше. Сергей Игнатьев, переназначенный на пост председателя Банка России, начал отсчет своего нового срока с оптимистичных заявлений. Банкир развеял мрачные прогнозы по падению ВВП страны в этом году на 7,9%, будучи уверен, что дно уже достигнуто, заверил, что пока не видит причин для ослабления рубля, не исключил снижения ставки рефинансирования в следующем месяце. Еще одна проблема разжала свои тиски - просроченные долги по кредитам перестали нарастать как снежный ком, а депозиты в банках напротив, стали пополняться завидными темпами. И все бы хорошо, вот только импорт стал потихоньку уходить в тень.

  • Ниже некуда

Нижняя точка падения ВВП РФ будет пройдена во втором квартале, и по итогам года темпы падения экономики будут ниже, чем прогнозирует Всемирный банк (-7,9%), считает председатель Банка России Сергей Игнатьев.

"Я оптимист, я думаю, что будет лучше, чем обещает Всемирный банк. Мы нижнюю точку, если не прошли, то пройдем во втором квартале, я имею в виду нижнюю точку ВВП с исключенной сезонностью", - сказал С.Игнатьев журналистам в среду.

Напомним, что ВБ ухудшил прогноз сокращения российской экономики в 2009 году с 4,5% до 7,9%, учитывая более значительное, чем предполагалось, сокращение ВВП в первом квартале. Ранее Росстат пересмотрел оценку падения ВВП в первом квартале в худшую сторону - до 9,8%, хотя ранее сообщалось о снижении на 9,5%.

ВБ полагает, что основные события, оказывающие наиболее негативное влияние на экономику, происходили в течение первых двух кварталов 2009 года. Низкий спрос на экспорт, дефицит кредитных ресурсов, снижение инвестиций и сужение внутреннего спроса будут оставаться основными факторами, влияющими на сокращение производства в этом году.

Всемирный банк, основываясь на последних данных о ВВП за апрель и май, считает, что сокращение российской экономики во втором квартале из-за продолжающегося глубокого спада в промышленности может оказаться большим, чем в первом квартале, когда темпы падения экономики достигли 9,8%.

Предварительные данные за второй квартал этого года не содержат каких-либо видимых признаков оживления экономики - спад в секторах товарного рынка экономики углубляется.

ВБ ожидает, что во втором квартале падение производства в секторах товарного рынка ускорится, главным образом, в результате рекордного падения производства в обрабатывающих отраслях - на 25,1% в апреле и на 23,7% в мае (по сравнению с аналогичными периодами предыдущего года).

  • Ставка вниз и ставка вверх

Инфляция не вызывает у главы ЦБ опасений, а значит, высока вероятность снижения ключевой ставки. Оценил вероятность снижения Сергей Игнатьев одним словом - "можем".

С.Игнатьев отметил, что у него "хорошие ожидания" по инфляции в июле. "Я не думаю, что (инфляция) сильно вырастет", - сказал он.

Глава ЦБ РФ не исключил, что ставка рефинансирования может быть снижена в ближайшее время. Однако, по его словам, это произойдет "не завтра, и не послезавтра, поскольку на этой неделе заседания совета директоров не будет".

Правда в тенденцию может вмешаться бюджетный процесс. Перераспределение расходов федерального бюджета с мая на декабрь может потребовать от ЦБ РФ повышения ключевых процентных ставок, поскольку расходование бюджетных средств может оказать влияние на валютный рынок и повысить инфляцию, сообщил Сергей Игнатьев.

"Может так случиться, что расходы бюджета будут сконцентрированы в конце года (. . .) При неравномерной динамике расходов придется повышать процентные ставки, но я этого не хочу", - сказал он.

"Для меня особенно важно, чтобы расходы федерального бюджета оставались равномерными в течение года", - сказал он, выразив надежду, что в июне-июле ситуация с расходованием бюджетных средств исправится.

  • Про силу плавающего рубля

ЦБ РФ по-прежнему не исключает ослабления рубля, но предпосылок для этого нет, сообщил Сергей Игнатьев. "Все в порядке, плавает (курс рубля)", - сказал он.

Отвечая на вопрос о том, есть ли предпосылки для укрепления рубля, глава ЦБ РФ ответил: "Нет".

В мае С.Игнатьев заявлял, что если курс доллара укрепится еще более чем на 2 рубля, то это будет неким фактом, который вызовет озабоченность ЦБ РФ.

  • Про свободный рубль

Глава ЦБ также рассказал, как будет ослаблять некоторые параметры алгоритма валютных интервенций при переходе к свободному плаванию курса рубля.

"Мы покупаем не только на границе коридора, но и внутри его. Есть у нас алгоритмы, о которых мы договорились, на основании которых работники принимают решения (об интервенциях на валютном рынке)", - сказал С.Игнатьев. При этом глава Банка России не назвал параметры этого алгоритма, отметив, что он "не элементарный".

"Будем ослаблять некоторые параметры нашего алгоритма, чтобы курс становился более гибким и наше вмешательство в курсообразование было менее масштабным", - сказал С.Игнатьев, отвечая на вопрос о том, какие действия ЦБ намерен предпринимать для перехода к свободному плаванию курса рубля.

Он также отметил, что Россия уже прошла половину пути для перехода к инфляционному таргетированию и режиму плавающего курса рубля. Тем не менее ЦБ проводит интервенции на внутреннем валютном рынке. Так, с февраля Банк России купил валюту в объеме более $30 млрд, в первые три рабочих дня июня - $1,6 млрд. В последние дни ЦБ не покупал и не продавал валюту, и курс рубля оставался довольно гибким.

Отвечая на вопрос журналистов о том, действительно ли ЦБ РФ выходит на валютный рынок с интервенциями после того, как банки купили валюты на $500 млн, как полагают дилеры, С.Игнатьев отметил, что "это кусочек алгоритма, но цифру в $500 млн я не подтверждаю". Он отметил, что это не единственный параметр, по которому ЦБ принимает решения об интервенциях.

  • Просрочка снизила темпы

Просрочка по кредитам не перестает быть проблемой, но все не так страшно. По данным Сергея Игнатьева, просрочка по кредитам компаниям в мае выросла с 3,9% до 4,38%, по физлицам - с 5,12% до 5,47%.

"Слава богу, наши ожидания подтверждаются, и просроченная задолженность по кредитам нефинансовым организациям увеличилась на 9% за май (в первые месяцы года она росла на 20% и более), по физическим лицам она увеличилась на 5% (до этого темп роста был 10%)", - сказал он.

По словам главы ЦБ РФ, объем просроченной задолженности по кредитам нефинансовым организациям на 1 мая составлял 524 млрд рублей, к 1 июня он вырос до 569 млрд рублей. Просрочка по кредитам физическим лицам составляла на 1 мая 195 млрд рублей, к 1 июня она выросла до 204 млрд рублей.

Просрочка растет, но банки формируют резервы по кредитам и находят возможность увеличивать капитал. При этом норматив достаточности капитала банков Н1 на 1 июня составил 18,5%, тогда как на 1 мая он был равен 18,1%, а до кризиса находился на уровне 15,1%

Глава Центробанка еще раз подтвердил, что ЦБ не ожидает, что объем просроченной задолженности по итогам 2009 года выйдет за пределы 12% от общего кредитного портфеля банков.

  • В банки понесли деньги

Вклады в банковской системе РФ последнее время демонстрировали умеренный, но зато постоянный рост, сообщил журналистам председатель Банка России Сергей Игнатьев.

"В последние 2-3 месяца вклады увеличивались в банковской системе темпами более 2% в месяц, если исключить курсовую разницу. Более 2% в месяц - это хорошо, то, что нужно, больше даже не надо", - сказал С.Игнатьев.

  • Импорт уходит в тень

А теперь о не слишком хороших тенденциях. ЦБ РФ оценивает долю "серого" импорта по итогам 5 месяцев 2009 года в 13% от общего объема импорта, сообщил председатель Банка России.

Он пояснил, что отношение импорта товаров по данным Федеральной таможенной службы к импорту товаров по данным платежного баланса за пять месяцев предварительно составляет 87%.

По словам С.Игнатьева, это отношение за январь-сентябрь 2008 года, т.е. в период до кризиса, составляло 92%. Соответственно, на "серый" импорт приходилось 8%.

В период кризиса доля "серого" импорта проявляет тенденцию к росту, отметил С.Игнатьев. "Это следовало ожидать", - сказал он, пояснив, что в кризис экономические субъекты сталкиваются с дефицитом денег и стремятся найти способ платить меньше налогов.

"Это очень грубая оценка, но, тем не менее, тенденция к росту есть", - добавил он.