Российские компании то ли стали меньше бояться второй волны финансового кризиса, то ли просто пока не могут понять, как с ней бороться. Опрос, проведенный Российским союзом промышленников и предпринимателей, говорит, что количество предпринимаемых компаниями антикризисных мер по итогам второго полугодия уменьшится.

Российские компании продолжают борьбу с кризисом, однако количество предпринимаемых компаниями мер во втором полугодии текущего года сократится, говорится в опросе, проведенном Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП).

"Компании продолжат придерживаться текущих антикризисных мер, в процентном соотношении эти меры будут применяться примерно так же часто, как и сейчас. Во втором квартале 2009 года количество предпринимаемых компаниями мер уменьшится, что может свидетельствовать как об отсутствии ожиданий второй волны кризиса, так и неопределенности экономических перспектив, а, значит, и сложности выбора оптимальных антикризисных мер", - говорится в обзоре.

Так что компании, похоже, находятся в ожидании, что же произойдет в экономике - будет ли вторая волна, и если будет, то какого размера и конфигурации. Сейчас толком никто не может ответить на вопрос, что же ждет российскую экономику осенью, хотя все чаще руководители государства говорят, что второй волны, наверное, можно избежать. А пока точного нет ответа, компании предпочитают подождать и воздержаться от кризисных новаций.

Но старые проверенные антикризисные меры по-прежнему активно используются. Так, например, компании сокращают расходы на потребляемые услуги и на персонал - отметили 57% из опрошенных компаний. Любопытно, что государство рапортует о том, что рост безработицы прекратился, а бизнесмены сознаются, что сокращают расходы на персонал. Так что, скорее всего, урезаются не штатные единицы, а реальные заработки сотрудников.

Экономят компании и на материалах, и на энергии. Так, 36% компаний реализуют программы по внедрению энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий, 14% приобрели новые энерго- и ресурсосберегающие технологии и оборудование, а 26% отметили экономию на сырье и комплектующих. Зато компании готовы тратить деньги на то, чтобы обогнать конкурентов. Как выяснилось в ходе опроса, происходит увеличение расходов на исследования и разработки с целью получения конкурентного преимущества (8% компаний).

Кризис вызывает падение цен на производимую продукцию и сокращение производства - снижение цен отметили 34% опрошенных, а сокращение производства - 30%. Однако, судя по дальнейшим планам предприятий, это мера впоследствии будет реже применяться. Согласно опросу, во втором квартале 2009 года снижать цены на продукцию планируют 11% компаний, а сокращать производство 5%. "Как видно, предприятия делают выбор в сторону разумного использования ресурсов, что, по их мнению, делает их более конкурентоспособными, нежели снижение цен на продукцию", - говорится в обзоре.

Это значит, что цены производителей могут прекратить снижение, тем более, что сырьевые рынки сейчас показывают рост. А это значит, что и на потребительские цены может оказываться определенное давление, несмотря на снижение потребительского спроса.

Что же касается проблем производителей, они не являются секретом ни для кого. Кризис привел к нехватке оборотных средств (отметили 60,5% из опрошенных компаний), неплатежам со стороны контрагентов (48,7%), ухудшению условий получения заемных финансовых ресурсов (38%). Около 26% респондентов отметили ужесточение требований со стороны регулирующих органов.