
Министр финансов раскритиковал действия правительства Владимира Путина и свои собственные. В интервью телекомпании CNN министр финансов Алексей Кудрин признал, что правительство допустило ряд ошибок. А именно три:
№ 1 - не смогло диверсифицировать экономику;
№ 2 - не смогло снять страну с нефтяной иглы;
№ 3 - расходовало больше средств, чем можно было позволить.
Россия переживает серьезный экономический кризис, сообщил иностранным журналистам Алексей Кудрин. Но его оценке этот кризис «отбросил российскую экономику назад на 5 лет». При этом он отметил, что «рынки акций США вернулись на 10 лет назад».
Глава минфина заявил: «Российское правительство израсходовало свои огромные нефтяные доходы в последние годы, вызвав инфляцию, и ничего не сделало, чтобы снизить зависимость экономики от нефти». В то же время, он признал и свою долю вины за экономический кризис в стране. «Разумеется, я тоже несу ответственность за то, что нам не удалось диверсифицировать экономику в той степени, как хотелось… Мы тратили больше денег, чем могли себе позволить, следствием чего были ускоренное укрепление национальной валюты и высокая инфляция», - покаялся Алексей Кудрин.
Министр финансов рассказал, как можно был избежать всего этого: «Правительство должно было проводить более консервативную финансовую политику и экономить больше денег из тех, что поступали в страну благодаря высоким ценам на нефть».
Но поскольку этого сделано не было, теперь приходится идти на еще более непопулярные меры. Переверстывая бюджет в виду новых, более низких цен на нефть, правительство «в первую очередь приостановило все новые программы и все новые проекты… мы уменьшили финансирование менее важных проектов на 50 и более процентов».
Но в целом социальные расходы и важные проекты инфраструктуры, как уверяет Алексей Кудрин, остались нетронутыми. Кроме того, правительство приняло и популярные, но мало эффективные меры. «В некоторых случаях мы также сократили правительственные учреждения и число государственных служащих», - отметил глава минфина.
В последнее время оценка экономической ситуации Алексеем Кудриным звучит все более и более пессимистично. Он предупреждал, что в ближайшие несколько лет высоких цен на нефть на мировом рынке не прогнозируется. И признал, что ВВП России в текущем году снизится даже при превышении прогноза в 41 доллар. Также еще в конце января он указывал, что дефицит в 2009 году будет значительным, однако уже со следующего года начнет снижаться.
Но также приходится отметить, что делать такие заявления Алексей Кудрин раньше себе не позволял. И уж тем более, не мог себе позволить такой открытой и прямой критики правительства, которое возглавляет Владимир Путин.
- Мнение эксперта
Дмитрий Орешкин, политолог, член Совета по правам человека при президенте России:
- Я не думаю, что в данной ситуации Кудрин допускает критику правительства. Потому что все, что он назвал – это все ошибки финансового блока, в лучшем случае – это самокритика. Он же не просто сваливает на кого-то, а констатирует собственные ошибки. Эти ошибки давно известны – сколько уже сказано было про злополучную «голландскую болезнь», про необходимость ухода от нефтяной зависимости, необходимость диверсификации экономики и сокращение расходов бюджета.
Бюджет был выстроен не только с учетом высоких цен на нефть, но и с учетом постоянно растущих цен на нефть. За это правительство критиковали – рационально мыслящие экономисты: бюджетные траты растут непропорционально быстро, цены на нефть могут снизиться. В том числе это говорил и Кудрин. Просто он это говорил не публично. Дело в том, что в публичной политике довольно жестко разделились критики правительства и оптимисты.
Оптимисты говорили таким сочным баритоном: господа, вы отстали от жизни, привыкайте жить в мире, где постоянно растут цены на энергоносители, мир жил и будет нуждаться в бензине, который будет дорожать. И вопрошали: что вы из себя изображаете таких вот чрезмерно осторожных, надо смело тратить – мы богатая страна. Это было и публично и внутри правительства. Тогда доминировали такие настроение, соответственно артикулировали такие люди – силовики. Они наращивали траты на военные расходы, намеревались растолковать не только Украине, но и всей Европе, что им никуда не деться без российских энергоносителей. Тогда Кудрин, как человек публичный нигде по этому поводу не высказывался. Принято решение на самом высоком уровне «жить, как на широкую масленицу», значит он, как финансист, обязан выполнять эти решения.
Сейчас же, я думаю, Кудрин озвучивает те же самые слова, которые он говорил на закрытых собраниях 2-3 года назад: нельзя так много тратить, нельзя так замыкаться на петрономике и надо диверсифицировать экономику.
Почему он сейчас вышел с этим на публичный уровень? Кудрин дает сигнал внешнему и внутреннему экономическому сообществам, что эпоха торжества силовиков заканчивается, наступает время отрезвления, рационального поведения. Кудрин никого конкретно не критикует, хотя понятно, что стратегический выбор принадлежал Владимиру Путину и его команде, яркий представитель которой Игорь Сечин.
Просто глава минфина говорит, что были сделаны ошибки и теперь эти ошибки надо исправлять. И что пусть вынужденно, но курс все же будет меняться. Не знаю, было ли это согласовано с премьером Путиным, но никакой неэтичности в таких заявлениях Кудрина я не вижу. Поскольку не сомневаюсь, что эти же слова он неоднократно говорил при обсуждении бюджета, в момент, когда принимались политические решения.
Ответственный экономист должен был это сказать, а Кудрин – ответственный экономист. Раньше он говорил это для узкого круга и от него отмахивались: ты недооцениваешь счастья, которое нам привалило, сейчас мы всех научим жить. Сейчас же оказалось, что прав Кудрин, и он теперь говорит публично, не называя фамилий, ни на кого не перекладывая вину (это очень важно, он же, в конце концов, раньше соглашался – деваться ему было некуда). Но у него появилась возможность говорить публично – надо жить и тратить рационально. И, наверное, теперь ему можно сказать, что были сделаны политические ошибки.