Последние три месяца меня буквально завалили вопросами о том, как обеспечить сохранность накоплений на счетах в иностранных банках во время финансового кризиса. Решение этой проблемы не ограничивается переводом денег или портфеля ценных бумаг в банк, который вроде бы не должен упасть. Это только первый шаг. Впрочем, и просто подбор надежного банка сейчас представляет серьезнейшую проблему. Публичной информации о текущем состоянии балансов банков нет — банки отчитаются только в апреле.

  • Особые приметы

Как ни странно, принципы подбора надежного банка за рубежом не сильно отличаются от тех, которые применяются в России. Во-первых, хорошо, если банк государственный. Во-вторых, однозначно к списку надежных следует отнести банки, банкротство которых в силу их величины и охвата частной клиентуры неизбежно вызовет социальные потрясения. Однако, зная любовь российских бизнесменов к размещению средств через офшоры, замечу, что если такой банк все-таки обанкротится, то государство, скорее всего, ограничится гарантией по вкладам физических лиц, но не офшорным.

Наконец, надежными следует признать банки, вообще не имеющие инвестиционного подразделения. Их очень много в Швейцарии, Лихтенштейне, Монако, Андорре и проч. Однако такие частные банки обычно принимают деньги клиента не в свой баланс (с которым все нормально), а размещают их на фидуциарной основе в иных банках за комиссию — в Швейцарии, к примеру, это позволяет избежать местного 35%-ного налога на проценты по счету. Поэтому клиент должен проверять не только свой банк, но и банк, в котором в итоге были размещены его деньги. Кроме того, хотя частный банк и не выдает ипотечные кредиты и не конструирует сложные деривативы, свой собственный капитал он должен где-то размещать. Так что неплохо бы убедиться, что он размещен в надежных банках. Банкиры обычно представляют клиентам списки банков, в которых не боятся размещать как свои остатки, так и средства клиентов.

  • Спасительные долги

Клиентам, которые хотят на 100% обезопасить средства на своих зарубежных счетах и готовы ради этого поступиться мобильностью накоплений, я советую открывать сегрегированные счета (аналог российского депозитарного лицевого счета) и покупать на них государственные обязательства в выбранной валюте. В евро это бунды (обязательства Германии), в фунтах стерлингов — облигации Великобритании (guilts), в долларах США — американские гособлигации (treasuries). Доход по ним пренебрежительно мал, но надежность стоит того. Прелесть сегрегированного счета в том, что в случае банкротства банка клиент все равно считается прямым собственником облигаций, а банк-банкрот — всего лишь номинальным держателем бумаг, которого можно сменить в любое время.

  • Все в сейф

Некоторые клиенты, не желающие в принципе нести риски банкротства обслуживающего банка и готовые поступиться и без того малыми процентами по счету, просят банк выдать сумму вклада наличными, которые тут же помещают в сейфовые ячейки того же банка. Это вполне обоснованная операция: с правовой точки зрения имущество в ячейках ни при какой ситуации не будет включено в состав активов банка при его банкротстве. Единственное, что следует учитывать: перемещение наличных в другой банк будет сопряжено с жесточайшей проверкой на предмет отмывания денег. Чтобы ее избежать, я рекомендую таким клиентам сохранять выписку банка о снятии со счета наличных для предъявления в будущем.

Вообще, антиотмывочный контроль может сильно помешать планам по спасению заграничных накоплений. Были случаи, когда при перемещении денег между банками либо принимающий, либо отправляющий банк тормозил платеж под предлогом контроля за происхождением средств. В условиях кризиса, когда каждый миллион на корсчете у банка на счету, арестованные «русские» деньги — бесплатный подарок банку, поддерживающий его ликвидность. Поэтому, ведя дела с зарубежными финансовыми институтами, будьте уверены в убедительности ваших документов и данных о бенефициаре.

Валерий Тутыхин, адвокат коллегии «Джон Тайнер и партнеры»