Вчера президент Дмитрий Медведев на совещании в Кремле одобрил второй пакет мер, направленных на поддержку российской финансовой системы. Он потянул на 950 млрд рублей.

Нарушение субординации

Именно столько будет выделено крупнейшим российским банкам в качестве субординированного кредита. На этот раз деньги фактически дарятся банкам: субординированный кредит выделяется не менее чем на пять лет и не может быть востребован до окончания срока действия, кроме того, он включается в расчет капитала банка.

"Принципиальный вопрос в том, что наконец-то дали длинные деньги, а также начали задействовать фонды", - считает старший эксперт Института современного развития Никита Масленников. Сумма, выделяемая государством, будет распределяться между банками следующим образом: 500 млрд рублей ЦБ из своих ресурсов выделит Сбербанку, остальные 450 млрд правительство предоставит банкам через ВЭБ. Из этих денег 200 млрд пойдут на поддержку ВТБ, 25 млрд - Россельхозбанку, а еще 225 млрд будут предложены на условиях софинансирования частным акционерам банков. Как объяснил Алексей Кудрин, любому банку с соответствующим рейтингом надежности может быть предоставлен кредит в размере 15% от его капитала, но при условии, что акционеры должны будут предоставить кредит в размере 30% от капитала. «Это и есть пропорция один к двум», - объяснил Алексей Кудрин. По словам главы Минфина, депозит ВЭБу будет предоставлен из одного из фондов: Резервного или Фонда национального благосостояния (ФНБ). Алексей Кудрин лишь намекнул, что этот кредит можно рассматривать как вложение в активы, поэтому, скорее всего, речь идет о ФНБ. О том, насколько существенна сумма, выделяемая для поддержки банковского сектора, можно судить по размеру фонда. По данным Минфина, на 1 октября 2008 года он составлял 1,228 трлн рублей.

Еще одной мерой поддержки банковского сектора станет увеличение лимита средств, предоставляемых банкам на аукционах. Такое решение Алексей Кудрин принял вчера, сегодня оно должно вступить в силу после регистрации в Минюсте. Речь идет о 28 банках, которые получают деньги от Минфина. Они смогут увеличить лимит кредитования негосударственных банков с 15 до 25% от капитала, а для банков с наиболее высоким рейтингом - от 40 до 50%. Вопрос - станут ли. При этом круг банков, которым ЦБ будет предоставлять беззалоговые депозиты, расширится до 100.

В настоящий момент все меры оформляются в виде законопроектов и, по словам Алексея Кудрина, будут приняты в течение недели. Помимо вышеуказанных мер готовится также законопроект, упрощающий процесс консолидации банков.

Бюджетные баталии

Алексея Кудрина, участвующего в совещании у президента, с раннего утра ждали руководители экономических комитетов законодательных собраний субъектов РФ, чтобы обсудить проект федерального бюджета на 2009 год и на 2010-2011 годы. Однако здесь он появился только к 15.00.

В отсутствие министра финансов глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Юрий Васильев успел заявить, что нижняя палата парламента под влиянием мирового финансового кризиса не будет пересматривать основные параметры проекта бюджета. По его словам, российская экономика имеет определенный запас прочности. Однако приехавший на совещание Алексей Кудрин, хоть напрямую и не сказал, что бюджет надо корректировать, призвал собравшихся не наращивать расходы быстрыми темпами.

Кудрин напомнил, что в 2009 году рост расходов в номинальном выражении составит 21,7%, а в реальном - 12,2%. «Мы будет более жестко отбирать стройки, ФЦП, а все, что построено, будем лучше содержать, - заявил Алексей Кудрин. - Следующий год будет непростой". Подкрепил свою просьбу Кудрин последними статданными по оттоку капитала: в сентябре он составил $26 млрд. Для сравнения: в 1998 году за весь год из России утекло только $22 млрд.

Призыв экономить прозвучал не случайно. «В таком объеме нефтегазовые доходы мы больше получать не будем», - предостерег собравшихся глава Минфина. Как пояснили корреспондентам «Газеты» в Минфине, в 2009 году российский бюджет будет профицитным, если стоимость барреля нефти не опустится ниже $70. Однако, если это произойдет, он станет уже дефицитным. Как ранее говорил Кудрин, для России некритчны даже $60 за баррель. В этом случае будет задействован резервный фонд. Вопрос в том, надолго ли его хватит.

Реакция рынка

Банкиры без прежнего воодушевления реагируют на очередные правительственные заявления. "Целесообразность такого решения сомнительна и аналогична той, когда врач вместо лечения выписывает больному обезболивающее. Боль притупится, а причина заболевания не исчезнет", - комментирует директор финансового департамента Бинбанка Алексей Китаев введение беззалогового кредитования. - Проблема не в отсутствии денег у банков (они есть), а в отсутствии доверия и ожидании череды дефолтов в корпоративном секторе из-за наступления сроков погашения обязательств".

В текущих условиях вызывает сомнение и устойчивость всех банков из первой сотни. Правда, по мнению начальника управления по связям с инвесторами Промсвязьбанка Андрея Науменко, возможные потери средств ЦБ в случае невозврата кредитных ресурсов отдельными банками несопоставимы с затратами, которые пришлось бы нести денежно-кредитным властям в случае масштабной волны банкротств средних банков.

По мнению начальника аналитического департамента Банка Москвы Кирилла Тремасова, меры экстремальные, но они подчеркивают всю остроту ситуации. "Сейчас надо спасать уже не банковский сектор, а реальную экономику", - говорит он. Впрочем, глава совета директоров МДМ-банка Олег Вьюгин полагает, что государство сейчас делает ставку на госбанки, которые должны спасать экономику, а коммерческие банки - спасать себя.

Банкиры, однако, жалуются, что обещанных денег пока никто не видит. "Пока мы слышим только заявления, а на уровне исполнения могут возникнуть проблемы", - говорит Кирилл Тремасов. Кроме того, по мнению Алексея Китаева, из-за пропорции один к двум обещанные субординированные кредиты смогут получить немногие коммерческие банки, так как у акционеров просто может не быть средств.

Чем субординированный кредит лучше национализации?

Александр Хандруев / первый вице-президент Ассоциации региональных банков России:

- Вообще, когда делаются подобные публичные заявления, это означает, что дела у людей, мягко говоря, швах. Лучше бы говорилось о том, что гарантии по вкладам повышаются до 700 тысяч рублей, давались рекомендации разнести деньги по разным банкам тем, у кого вклады больше, и так далее. А слова о предоставлении субординированного кредита могут только сильнее нервировать публику. Хотя в целом нынешняя мера вполне разумная, просто не нужно было ее афишировать. Субординированный кредит - это деньги, которые не могут быть истребованы кредитором ранее установленного срока. И в связи с этим надзорные органы так или иначе включают такие кредиты в состав капитала. Правда, речь при этом не идет об уставном капитале, то есть отношения собственности не затрагиваются. А что такое национализация? Извините, это прощение. А за что прощать? За то, что ты проводил рискованную кредитную политику?

Игорь Юргенс / член бюро правления Российского союза промышленников и предпринимателей:

- Речь сейчас идет не о деньгах на приобретение активов, а о деньгах, направленных на пополнение ликвидности банков. Поэтому никакого отношения к национализации они попросту не имеют. Да и вообще, государство ничего национализировать не хочет, а, наоборот, бежит от этого. Соответственно, оно может, когда все активы упадут до нуля, прибегнуть к национализации в качестве крайней меры, но только в том случае, если ничего другого не останется.

Леонид Григорьев / президент фонда "Институт "Энергетики и финансов":

- Думаю, что любые меры лучше национализации. Во-первых, потому, что от национализации потом невозможно избавиться. А во-вторых, потому, что выдача кредитов идет под закрытие финансовых дыр в долгосрочных программах. Иными словами, на самом деле происходит перекачка госсбережений в частное финансирование. Ведь больше половины сбережений у нас в стране принадлежит государству, а не бизнесу и не населению (например, у населения в депозитах хранятся $130 млрд, а резервы Минфина - около $170-180 млрд). Так произошло, что нефтяная рента скопилась у правительства и не использовалась. А бизнесу ее не удалось получить в условиях вялотекущего финансового кризиса с августа 2007 года по август 2008 года. Бизнес все время просил эти деньги как замещение внешних средств. Но по ряду причин их не дали. Однако сейчас вопрос ставится ребром: либо компании останавливают какие-то свои программы, либо кто-то должен дать им деньги. На Западе в нынешних условиях получить средства невозможно, поэтому остается только один, внутренний источник.