В России участились случаи мошенничества с розничным кредитованием, когда руководители предприятий принуждают своих сотрудников оформлять кредиты на личные нужны, а тратить их на цели предприятия. По информации прокуратуры, жертвами такого вида мошенничества стали Сбербанк, Юниаструм Банк, а также банки «Агропромкредит» и «Северная казна». По словам банкиров, избежать такого мошенничества можно, ужесточив проверку работодателей заемщиков.
Вчера банк «Агропромкредит» распространил сообщение, в котором призвал потенциальных заемщиков быть более осторожными и бдительными при оформлении кредитов, в частности, не оформлять кредиты на себя в интересах третьих лиц. Поводом к такому предупреждению послужил рост случаев мошенничества с потребительским кредитованием, когда руководители компаний просят своих подчиненных брать потребительские кредиты, а полученные деньги расходуют на цели предприятия.
В частности, в настоящее время прокуратурой центрального округа Тюмени открыто уголовное дело в отношении генерального директора ООО «Инновации в реальном секторе экономики» Владимира Егорченко, который предлагал своим подчиненным оформлять в банках кредитные договоры, а полученные деньги передавать ему. При этом г-н Егорченко заверял работников, что кредиты будут погашаться за счет предприятия. По данным прокуратуры, от действий Владимира Егорченко за период с декабря 2003-го по июнь 2006 года пострадали Сбербанк, Юниаструм Банк, банки «Агропромкредит» и «Северная казна». Общий размер похищенных денежных средств, по утверждению прокуроров, составил более 32 млн руб. Вчера в вышеперечисленных банках отказались назвать конкретные потери.
«На рынке всем известно, что часть кредитов под залог жилья и автомобилей может идти на бизнес. Это повышает риски по выданному кредиту», — говорит старший вице-президент Московского банка реконструкции и развития Альберт Звездочкин. По его словам, с подобной подменой бороться можно: для этого нужно адекватно оценивать заемщиков и их работодателей, а именно что из себя представляет компания, какое у нее финансовое состояние и кредитная история. «Сомнительным и вновь созданным фирмам сложнее взять кредит в банке на развитие бизнеса, так как требуется какой-либо залог под него, например, недвижимость. Получить средства банка, используя своих сотрудников, конечно, проще», — соглашается исполнительный директор банка «Уралсиб» Илья Филатов.
«Если говорить о нецелевых потребительских кредитах, то банки не отслеживают, куда заемщик направляет полученные по кредиту деньги, — отмечает директор департамента розничного бизнеса Московского кредитного банка Людмила Салигина. — Основные критерии при принятии решения по выдаче кредита — это платежеспособность и благонадежность клиента». По словам г-жи Салигиной, выявить, что заемщик передаст средства третьим лицам, сложно, однако, по ее мнению, «если клиент берет деньги по принуждению или под давлением, это может быть выявлено, и последует отказ по заявке».
«Заемщикам нужно быть более ответственными и знать, что кредиты, которые они берут, все равно будут возвращать только они, а не их работодатели», — предупреждает директор департамента розничного бизнеса банка ВТБ 24 Георгий Горшков. В то же время зампред правления банка «Русский стандарт» Евгений Туткевич полагает: «Перспективы развития такого вида мошенничества невелики. Большинство людей сейчас в состоянии оценить, что они принимают на себя обязательства по займам, и вряд ли пойдут на сделку по принуждению».