Также в первом чтении принят проект об упрощённой идентификации клиентов-физлиц организациями, которым полномочия на проведение идентификации были делегированы.
Госдума приняла в первом чтении два законопроекта с поправками в антиотмывочный закон. Оба проекта были внесены в октябре депутатами и сенаторами.
Первым проектом предлагается ввести упрощённую идентификацию клиентов-физлиц организациями, которым полномочия на проведение идентификации переданы банком, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, страховщиком или другой организацией, которая занимается операциями с денежными средствами или иным имуществом клиента. Сейчас упрощенную идентификацию вправе проводить только непосредственно такие организации. Делегировать проведение "упрощёнки" может только оператор лотереи. Таким образом, право на упрощённую идентификацию для лиц, которым идентификация поручается, уравняют с правом на нее у тех, кто работает с денежными потоками (455930-8). Этот проект прошел первое чтение еще в конце января, и пока дальше не продвинулся. Думский комитет, как и кабмин идею полностью поддерживают.
В остальном порядок упрощённой идентификации в случае принятия законопроекта не изменится: она будет, как и сейчас, проводиться путём направления (в том числе, в электронном виде) следующих сведений о себе: ФИО, серии и номера документа, удостоверяющего личность, СНИЛС или ИНН или номера полиса ОМС или номера водительского удостоверения, а также номера телефона. Нормы о других вариантах упрощенной идентификации – предъявление документов или авторизация в единой системе идентификации и аутентификации при наличии ЭП – изменениям не подвергаются.
Вторым законопроектом, первое чтение которого успешно прошло сегодня, предлагается повысить лимит суммы, при уплате которой идентификация физлица не проводится, для случаев оплаты за ЖКХ. Сейчас в этой части действует общий лимит – 15 тысяч рублей.
Предлагается установить, что в случае приёма от физлиц платежей по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе долгов и пеней, сумма без идентификации может достигать 60 тысяч рублей. Если законопроект примут, то в этом случае не будет проводиться также и упрощённая идентификация (455879-8). Но при этом останется общее правило как для полноценной, так и для упрощённой идентификации: они понадобятся при указанных лимитах в том случае, если у работников банка (платежного агента) возникают подозрения, что операция проводится в целях отмывания денег.