Учредители банкротящихся страховых компаний и НПФ или третьи лица смогут подавать заявления о намерении погасить задолженность и после этого получать право собственности на имущество должников.

Госдума приняла в первом чтении законопроект № 214674-8, который позволит учредителям банкротящихся страховых компаний и некоммерческих пенсионных фондов (НПФ) или третьим лицам подать заявление о намерении погасить задолженность и после этого приобрести право собственности на имущество должников. Член комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам Владислав Резник внес законопроект о внесении изменений в статью 23.4 закона «О банках и банковской деятельности» и в закон «О несостоятельности (банкротстве)» еще в октябре 2022 года. 

В чем суть поправок

Законопроект предусматривает, что заявление о намерении удовлетворить требования кредиторов страховщика и НПФ может быть подано учредителем (участником) должника или третьим лицом после закрытия реестра кредиторов. В заявлении указывается срок погашения, который не может превышать один год. В случае если указанный срок превышает 3 месяца, вопрос об удовлетворении заявления о намерении должен рассмотреть суд, если менее 3 месяцев — соответствующее заявление императивно принимается арбитражным управляющим.

Кроме того, если срок погашения требований кредитора превышает 3 месяца, то процедура банкротства финансовой организации продолжается до момента предоставления заявителем денег для погашения обязательств финансовой организации, то есть имущество продается на торгах, а если срок не превышает 3 месяцев — процедура продажи имущества приостанавливается.

Также подчеркивается, что заявитель отвечает по перешедшим к нему обязательствам страховой организации или НПФ в пределах стоимости перешедшего ему имущества.

«После закрытия реестра любой акционер либо третье лицо может обратиться и, покрыв соответствующие затраты, получить в натуральном виде имущество. Эта норма действует для банков в течение последних 10 лет, с 2014 года, через эту процедуру прошло 22 банка, опыт показал, что успешно, и сейчас это распространяется на страховые организации и пенсионные фонды», — сообщил Владислав Резник на заседании Госдумы.

По мнению главы комитета Госдумы по собственности Сергея Гаврилова, принятие поправок поспособствует максимально быстрому удовлетворению требований кредиторов, в то время как сейчас процедура банкротства страховщиков и НПФ в среднем занимает около 5,5 лет.

У нас есть ряд замечаний, это касается, прежде всего, средств на депозите, которые размещают желавшие — третье лицо или акционер — для того, чтобы погасить долги. Мы считаем, что 10 млн рублей для организации со значительными активами — это недостаточная сумма. Мы считаем, что нужно установить процент от объема активов, не менее 10%, с тем, чтобы избежать злоупотреблений. Фильтром для вхождения в эту процедуру является требование к финансовой организации, чтобы объем требований кредиторов был сравним с достаточным объемом денежных средств на счетах организации. Мы считаем, что нужно оценивать не остатки денежных средств на счетах, а объем ликвидных активов, чтобы избежать злоупотреблений.

Сергей Гаврилов, к.э.н., председатель Комитета по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Государственная дума Федерального собрания Российской Федерации

Крайний срок представления поправок к законопроекту — 28 февраля 2024 года. В случае принятия закон вступит в силу через 10 дней после официального опубликования.