Новые правила расчета цены российской нефти подняли доходы бюджета

Нефтегазовые доходы бюджета в мае составили 570,7 млрд рублей. Причем выплаты нефтяных компаний по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) выросли относительно прошлых месяцев этого года более чем на 100 млрд руб.

Суммарные поступления в казну в мае оказались ниже, чем в апреле и в марте, но в эти месяцы нефтяниками осуществляются выплаты по налогу на добавленный доход (НДД) за первый квартал этого года и четвертый квартал прошлого года.

Без учета этих выплат, или даже если распределить доходы по НДД за первый квартал на три месяца равными долями, май стал самым удачным месяцем с точки зрения поступления налогов из отрасли. А ведь в июле к маю можно будет добавить и его долю НДД за второй квартал.

В мае доходы бюджета России с добычи нефти выросли более чем на 100 миллиардов рублей по сравнению с апрелем и мартом этого года

Такой результат стал следствием роста цены российской нефти Urals, которая используется для расчета отчислений в казну по НДПИ. В январе ее средняя цена была 49,48 долл. за баррель, в феврале – 49,56, в марте – 47,85, а в апреле – 58,63 долл.

Налоги выплачиваются за прошлый месяц, то есть в мае выплаты шли за апрель, а именно с этого месяца минфин рассчитывал цену Urals по новой методике – привязав ее к цене североморской нефти (сорт Brent) и ограничив максимальный дисконт к нему нашего сырья.

Несомненно, повлиял на цену Urals и рост мировых котировок нефти, но в феврале и январе этого года стоимость Brent была даже выше, а вот дисконт на нашу нефть больше. Новая методика минфина определения цены Urals была направлена именно на снижение дисконта. Говорить, что цель достигнута, рано, механизм временный, цены все равно низкие, но определенный результат есть. По итогам мая цена Urals составила 53,34 долл. за баррель, несмотря на то, что цена Brent просела с апреля на 9,4 долл.: с 84,9 до 75,5 долл. за баррель. До 30 июня правительство должно уточнить способы определения цены на российскую нефть, но едва ли пока выйдет полностью уйти от привязки к иностранным маркерным сортам.

Весьма показательно еще и то, что относительно прошлого месяца поступления в бюджет по НДПИ выросли почти на 112 млрд руб., а доходы с добычи газа, его экспорта, а также поставок за границу нефти и нефтепродуктов относительно прошлых периодов остались приблизительно на прежнем уровне. Также с начала года почти не менялись расходы на выплаты нефтяникам по демпферу – механизму, по которому нефтяники получают компенсации из бюджета при поставках топлива на внутренний рынок, а не на экспорт. Они составляют около 100 млрд руб. в месяц.

Демпферный механизм хотели изменить с июня этого года, что должно было сократить расходы бюджета на 50 млрд руб. в месяц, но, по последней информации, этого решили не делать в сезон ремонта нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и повышенного спроса на топливо. Корректировки перенесли на сентябрь.

При этом если сравнивать текущий год с прошлым, как отмечает эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов, по итогам первых пяти месяцев 2023 года нефтегазовые доходы бюджета снизились в годовом выражении на 50% (на 2,80 трлн руб.). Это лишний раз подчеркивает, что прошлогодний объем нефтегазовых доходов бюджета надолго останется недостижимым максимумом, считает эксперт.

По его мнению, привязка НДД и экспортных пошлин на нефть к Brent с фиксированным дисконтом, которая заработала в июне (на два месяца позже, чем для НДПИ на нефть и обратного акциза на нефть), глобально ничего не изменит.