За пивоваренной отраслью усиливают госконтроль. 16 марта Госдума во втором чтении приняла законопроект о создании реестра пивоваров. Что фактически является лайт-вариантом лицензирования деятельности.

В частности, законопроект предусматривает, что не зарегистрированные в этом реестре пивовары не будут иметь право выпускать продукцию (пиво и пивные напитки, сидр, пуаре, медовуху). А к тем, кто попал в реестр, будет выезжать внеплановая проверка – чтобы сверить декларированные мощности с фактическими. Чтобы попасть в реестр, пивовары должны погасить задолженность по обязательным платежам. Кроме того, законопроект предусматривает снижение максимального порога мощности (с 300 до 100 тыс. дал в год), при котором пивоварам разрешается не оснащать свое оборудование счетчиками учета объема готовой продукции.

Также в проекте устанавливается перечень информации, по которой ЕГАИС будет вести учет объема производства пивоваренной продукции, подлежащей обязательной маркировке. С 15 января 2024 года отменяется декларирование объемов розничной продажи пива – учет будет вестись в ЕГАИС на основе данных системы маркировки, в которую она будет поступать при розничной продаже пива.

Предполагается, что закон вступит в силу уже с 1 сентября этого года.

В Ассоциации производителей пива (АПП) рассказали, что доля нелегального пива на рынке растет и составляет, по разным оценкам, от 7% до 15%, из-за чего потери государства ежегодно составляют порядка 30 млрд рублей. Реестр пивоваров станет эффективным инструментом борьбы с нелегальным сегментом, уверены в АПП.

Вероятнее всего, в первый год после вступления в силу закона будет наблюдаться всплеск производства пива, но не потому, что его станут больше производить – просто легализуются показатели, считает руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин. По его оценке, статистика будет фиксировать рост производства примерно на 25%.

Пиво в магазинах иной раз стоит дешевле воды. Оно разлито не в подвалах, подделать пиво крайне сложно. Но это "неучтенка".

Идея введения лицензирования или хотя бы реестра пивоваров обсуждалась на протяжении последних 20 с лишним лет. Но пивоварам удавалось избегать усиления госконтроля, хотя в отношении всего остального алкоголя государство давно закрутило гайки. При этом государство контролирует производство 200 млн дал крепкого алкоголя, винодельческой продукции. Но пива производится в стране в четыре раза больше – 800 млн дал.

"Сейчас прослеживаемости нет только в пиве. Поэтому пиво у нас в магазинах иной раз стоит дешевле воды, – говорил в интервью "РГ" глава Росалкогольрегулирования Игорь Алешин. – Мы понимаем, что оно разлито не в подвалах, подделать пиво крайне сложно. Но это "неучтенка", и ее много на рынке. Допустим, проехала фура без документов, ее не остановила полиция – потом такую продукцию списывают, как с истекшим сроком годности. То есть одни производители платят акциз, а другие нет".