Если оскандалившиеся блогеры Валерия и Артем Чекалины полностью погасят образовавшиеся по налогам долги вместе со штрафами и пенями, то уголовного преследования им, скорее всего, удастся избежать. Такую точку зрения в беседе с "Российской газетой" высказала кандидат экономических наук, член Палаты налоговых консультантов России Юлия Кручанова.

Но супруги, пропагандирующие здоровый и обеспеченный образ жизни, уже попали в поле пристального внимания Федеральной налоговой службы (ФНС), и им придется либо переходить на стандартный режим налогообложения, не придумывая никаких путей его обхода и дробления бизнеса, либо сворачивать деятельность.Напомним, что ранее разгорелся целый скандал вокруг супругов Чекалиных, которые, используя упрощенные системы налогообложения и разделив бизнес на членов семьи, не доплатили в казну 300 млн рублей налогов при годовых доходах в несколько миллиардов рублей, при этом купаясь в роскоши и не стесняясь ее демонстрировать.

Блогеры, или как их еще называют – лидеры общественного мнения – появились не вчера. Как напоминает директор по исследованиям и разработкам коммуникационного агентства КРОС Ксения Касьянова, взлет социальных платформ произошел без малого 15 лет назад. "Страницы блогеров сегодня – это, прежде всего, многомиллионная аудитория. Успех многих инстагуру основан на популяризации сложного контента и "переупаковке" его в новые, понятные широкой аудитории, развлекательные форматы", – говорит эксперт.

Но не стоит думать, что красивые девушки на экране сами придумывают все сюжеты и тексты для своих каналов. Над этим работают целые компании профессионалов. "Производственные центры блогеров – это серьезные профессионалы в области работы с текстами, видео и графическими материалами. Они отлично чувствуют своего читателя и действительно умеют увлекательно преподнести информацию. Это "шестое чувство" – результат экспериментов, проб и ошибок.

Блогеры создают столько контента, что в конечном счете приходят к уникальному пониманию, что востребовано именно их подписчиками. И если для одних – это образовательный контент или видеокомиксы с котиками, для других – мотивационные марафоны, пусть и основанные на сомнительной теоретической базе. Важно понимать, что для блогера его страница – инструмент получения прямой прибыли.

И здесь, как на любом конкурентном рынке, именно понимание потребностей своей целевой аудитории – ключ к финансовому благополучию. Популярность марафонов, например, во многом основана не на том, что найден уникальный формат, а на том, что существует вполне оформленный запрос аудитории на мотивационные продукты и на "чудо без усилий". Далее же вовлечение аудитории – дело техники", – рассказывает Касьянова. И добавляет, что постоянная демонстрация успешной жизни, привлекательная внешность спикера – все это на уровне биологии работает на формирование доверия без критического взгляда на контент.

Сотрудники правоохранительных органов заходят в дом семьи Чекалиных, которых обвиняют в неуплате налогов в особо крупных размерах. Фото: Следственный комитет РФ / ТАСС

По большему счету нельзя сказать, что блогеры делают деньги из воздуха. Для них это определенный труд. На то, чтобы нащупать свою аудиторию, могут уйти годы и десятилетия. И если уж удается нащупать аудиторию (а тысячи людей готовы платить за в принципе расхожие советы, которые бесплатно можно найти в интернете), то блогеры начинают окучивать свою "золотую жилу" по максимуму.

Конечно, расставаться с заработанными деньгами всегда сложно. Но жадность, как известно, многих сгубила. Справедливости ради надо сказать, что итальянская звезда XX века Софи Лорен даже отправилась в тюрьму за неуплату налогов. Так, кинодиву в 1982 году за уклонение от уплаты налогов приговорили к 30 дням заключения.

Актриса и телеведущая Яна Поплавская удивляется жадности российских блогеров. Она считает, что если бы Чекалины использовали общую систему налогообложения, то явно бы не разорились. К тому же сохранили свое честное имя.

В то же время Юлия Кручанова отмечает, что налоговики давно интересуются так называемыми лидерами общественного мнения. "Я сопровождаю много налоговых проверок по всей России, и могу сказать, что с 2017 года ФНС уже начала активно присматриваться к социальным сетям. И в рамках тех актов и решений, которые выносятся налоговым органом в части доначисления сумм налогов к уплате в бюджет, в качестве доказательств использовались фотографии из соцсетей, переписки и т.д. Это вполне ожидаемо, что пришли к крупным блогерам, которые имеют продажи своего контента на десятки и сотни миллионов рублей", – отмечает эксперт.

Кручанова считает, что теперь нишу блогеров начнут более пристально мониторить. "У специалистов налоговой есть доступ ко всем расчетным счетам не только индивидуального предпринимателя или юрлица, но и физлиц. Исходя из этого Федеральная налоговая служба, которая является крупнейшим агрегатором данных, всегда может начать проверку", – добавляет она. А блогерам советует быть скромнее: демонстрация предметов роскоши вызывает вопросы не только у налоговиков, но и раздражение обычных граждан.

"Широкий резонанс этого дела в первую очередь призван стимулировать блогеров выводить свои доходы из тени. По неподтвержденной информации, в 2023 году ФНС планирует заняться изучением работы блогеров с уровнем дохода от 1 млрд рублей. Многие эксперты утверждают, что уже к концу года можно ожидать принятия новых законов, которые будут регламентировать блогерскую деятельность и устанавливать правила налогообложения", – добавляет адвокат Алексей Карабаев.