До конца марта государства «Большой семерки» пересмотрят потолок цены на российскую нефть. Об этом на международной энергетической конференции CERAWeek в Хьюстоне сообщила Элизабет Розенберг, помощница главы американского Минфина по борьбе с финансированием терроризма и финансовыми преступлениями. Никаких дополнительных деталей она не привела.

Впрочем, наблюдатели сходятся во мнении, что предельная цена будет установлена на уровне $50 за баррель. С 5 декабря 2022 года она находится на отметке в $60. В Америке действие механизма оценивают положительно. По словам советника президента США по вопросам энергетической безопасности Амоса Хохштейна, «процесс идет, и в этом его прелесть: российские нефть и нефтепродукты продаются ниже обозначенного рубежа».

По сути, речь сейчас идет о рутинной процедуре, ведь задача пересмотра ценового потолка зафиксирована в документах Евросоюза, причем определена периодичность – каждые два месяца. Новостью это не является еще и потому, что Белый дом всегда заявлял: задача санкций – сократить доходы России, а не создать почву для дефицита на сырьевом рынке, говорит руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. На его взгляд, предельная цена будет скорректирована до $50 за баррель, если не ниже.  

«Для российской экономики это решение будет иметь два последствия, – рассуждает Деев. – Во-первых, придется сокращать добычу нефти, поскольку на некоторых месторождениях она станет нерентабельной (уровень рентабельности может быть на отметке $40, добавим сюда транспортировку и страхование – получается как раз $50 за баррель). Ранее официально анонсированным сокращением добычи на 500 тысяч баррелей в сутки дело не ограничится: нужно будет урезать ее еще больше – до 1 млн баррелей в сутки. Таким образом, производство нефти в стране снизится на 5-15% от текущего уровня в 10 млн б/с. Соответственно, упадут объемы поступлений в бюджет НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) и других сборов».

А главное, удешевление экспортных поставок приведет к тому, что нефтегазовые доходы казны, уже рухнувшие в два раза по сравнению с прошлым годом, сократятся еще больше. Пока Минфину удается их компенсировать через продажу юаней и золота, но такими темпами резервы ФНБ будут иссякать быстрее, и их не хватит даже на полтора-два года, как предполагалось ранее. По словам Деева, по итогам года дефицит бюджета, только за период января-февраля составивший 2,6 трлн рублей (при плане на весь год в 2,9 трлн) может превысить 5 трлн. Дыра такого размера вынудит правительство проводить консолидацию бюджета на 2023 год, то есть, сокращение расходных статей. Наверняка возникнут новые инициативы по усилению фискальной нагрузки для бизнеса, на бытовом уровне чреватые подорожанием топлива для рядовых потребителей и очередным витком инфляции.