Минпромторг рекомендовал открыть киоски с одеждой и продуктами у входов в ТЦ

Уточняется, что этот шаг необходим для отечественных производителей текстиля, одежды, обуви и фермеров, которым негде сбывать продукцию. Как к этой идее относится бизнес и не противоречит ли это борьбе с киосками, развернутой около десяти лет назад московскими властями?

Глава Минпромторга Денис Мантуров рекомендовал открыть киоски с одеждой и продуктами у входов в торговые центры. Подлинность документа, в котором содержится эта рекомендация, РБК подтвердили в аппарате зампреда правительства.

Уточняется, что этот шаг необходим для отечественных производителей текстиля, одежды, обуви и фермеров, у которых появится возможность продавать свою продукцию. Согласно документу, представители малого и среднего бизнеса благодаря этой мере смогут пользоваться покупательским трафиком крупных ТЦ и магазинов.

Но разве столичные власти не боролись последние десять лет с засильем подобных киосков у метро и в целом на столичных улицах? Ключевой вопрос в реализации этой инициативы, считает президент Союза торговых центров Россия — Белоруссия — Казахстан Булат Шакиров:

— Во-первых, не у всех торговых центров есть территория, мы понимаем, что многие находятся в плотной городской застройке, нет места, где бы это можно было разместить. Возьмем, например, ТЦ «Атриум» в Москве возле вокзала, где идет Садовое кольцо и сразу торговый центр, а дальше вокзал. Безусловно, есть ТЦ, у которых площадка позволяет, но я все-таки считаю, что нужно индивидуально подходить, чтобы это было рекомендацией и разрешением. Мы всегда поддерживаем наших фермеров, производителей и так далее, но в первую очередь мы, конечно, заинтересованы в размещении внутри, потому что для этого как раз созданы площади. Я знаю несколько ТЦ, которые проводят ярмарки с арендаторами, с фермерами, у них это позволяет делать локация, и они это всегда согласовывают заблаговременно с администрацией своего района. Ко всем центрам это точно не подойдет, подойдет где-то к 20-30% торговых центров из тех, что входят в наш союз, но все-таки я считаю, что это не должно быть навязанным, должно быть некой рекомендацией или разрешением, упрощенной системой согласования.

— А кто будет платить за это место?

— По сути, должны платить сами арендаторы. ТЦ не могут себе позволить бесплатно что-то размещать, потому что у них есть налог на имущество, с которым нам так и не помогли от слова «никак». Ни в ковидный год, когда мы полгода стояли закрытыми, ни в последующие периоды.

В Минпромторге еще в 2019-м заявляли, что в российских городах следует открывать больше ларьков и палаток, и даже вносили в Госдуму соответствующий законопроект. Тогдашний замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов говорил, что крупные торговые сети занимают 30-40% рынка. В России в два раза меньше торговых площадей на тысячу человек, чем во многих европейских странах. Малому бизнесу просто негде сбывать свою продукцию.

С подачи Минпромторга два года назад вышло постановление правительства России — правда, в форме рекомендации, — в котором предлагают развивать стационарные и мобильные торговые объекты, говорит президент Ассоциации малоформатной торговли Владлен Максимов:

«Я в целом нормально к этому отношусь. Другой вопрос, что, наверное, там, может быть, не только около ТЦ, а везде надо развивать, потому что у нас все равно нехватка торговых площадей, особенно маленьких. Хотя ситуация чуть лучше стала, но уход ретейлеров западных ее не поменял, потому что 300 метров на втором этаже человеку, которому нужно 20-30 метров ретейла, не нужны ни за какие деньги. Эта многоформатность только увеличивает трафик и дает мультипликативный эффект».

В разосланной 11 января по регионам рекомендации сказано, что региональным властям необходимо до 1 июля этого года представить доклад с фотографиями нестационарных торговых объектов рядом с торговыми центрами.