Госдума приняла в третьем, окончательном чтении два закона, которыми предусматривается создание на базе Агентства по страхованию вкладов (АСВ) системы гарантирования прав участников негосударственных пенсионных фондов (НПФ) по негосударственному пенсионному обеспечению (НПО) на основе принципов действующих систем страхования банковских вкладов и гарантирования прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования. Документы инициированы группой депутатов и сенаторов во главе с председателем комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолием Аксаковым.

По состоянию на 31 декабря 2021 года, 6,2 млн граждан доверили НПФ формирование своих пенсионных сбережений по программам НПО, общий объем пенсионных резервов на эту дату составил почти 1,6 трлн рублей. Выплаты негосударственной пенсии за 2021 год составили 76,3 млрд рублей, а число получателей таких пенсий составляет 1,5 млн человек. В этой связи деятельность НПФ по НПО (с учетом ее целей, функций и масштаба) обладает особой социальной значимостью и требует обеспечения высокого уровня защиты прав граждан – клиентов НПФ и их пенсионных сбережений.

Для государства все более актуальным становится вопрос о стимулировании активного участия граждан и работодателей в добровольных пенсионных программах. И достижению этой цели будет способствовать внедрение системы гарантирования прав участников НПО на основании механизмов, используемых сегодня в системах страхования банковских вкладов и гарантирования пенсионных накоплений, говорится в пояснительной записке.

Гарантийными случаями в соответствии с первым законом будут являться аннулирование лицензии НПФ (за исключением добровольного) или банкротство НПФ. На этапе накопления документ предусматривает, что участникам будет гарантирован остаток средств на именных пенсионных счетах (взносы самого участника, его работодателя и иных лиц с учетом результата их размещения), но не более предельного размера гарантируемой суммы – 1,4 млн рублей. Аналогичный предельный размер возмещения предусмотрен в настоящее время системой страхования банковских вкладов граждан. На этапе выплат закон предусматривает гарантию выплаты любых пенсий в размере, выплачиваемом на дату наступления гарантийного случая, но не более двух размеров социальной пенсии по старости.

Механизм выплаты гарантийного возмещения в СГП (система гарантирования прав – прим. ТАСС) НПО предлагается установить различным на этапах накопления и выплат, с учетом различий в объеме гарантии. На этапе накопления, если в договоре НПО указан вкладчик, уполномоченный на принятие решения о выплате гарантийного возмещения в другой НПФ (к примеру, работодатель участника в случае корпоративной пенсионной программы), такой вкладчик вправе в течение 50 дней со дня опубликования на официальном сайте АСВ информации о приеме заявлений на выплату гарантийного возмещения заключить новый договор НПО с новым НПФ в пользу участника и подать в АСВ заявление о выплате гарантийного возмещения в новый НПФ в качестве взноса по такому новому заключенному договору.

В случае, если в договоре НПО не указан такой уполномоченный вкладчик (например, в случае индивидуального пенсионного плана) или такой вкладчик не подал в установленный срок в АСВ заявление о выплате гарантийного возмещения в качестве взноса по новому пенсионному договору, выплата возмещения осуществляется АСВ на банковский счет участника.

Какие взносы войдут в систему гарантирования

На этапе выплаты пенсии предлагается установить, что выплата гарантийного возмещения в объеме, достаточном для продолжения выплаты назначенной негосударственной пенсии в пределах гарантируемого объема, осуществляется путем перечисления АСВ гарантийного возмещения в другой НПФ, определенный АСВ на конкурсной основе, без заявления участника. Если такой конкурс был дважды признан несостоявшимся, то гарантийное возмещение будет выплачено АСВ на банковский счет участника.

Гарантийное возмещение будет выплачиваться за счет фонда гарантирования НПО, администрируемого АСВ и формируемого из ежегодных гарантийных взносов НПФ. Размер гарантийного взноса каждого НПФ в фонд гарантирования НПО определяется как произведение дополнительного коэффициента НПФ, базовой ставки гарантийного взноса НПФ и расчетной базы, равной величине обязательств НПФ по договорам НПО, определенной по результатам ежегодного актуарного оценивания.

Дополнительный коэффициент каждого НПФ будет определяться в диапазоне от 0,5 до 2 в зависимости от финансового положения НПФ в порядке, установленном в нормативном акте Банка России. Базовая ставка гарантийных взносов будет устанавливаться нормативным актом Банка России и по общему правилу не может превышать 0,1% от расчетной базы. НПФ, осуществляющие в настоящее время деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению, будут включены в систему гарантирования на основании их соответствия требованиям законодательства к деятельности НПФ.

Второй закон вносит поправки в закон "О несостоятельности (банкротстве)", направленные на уточнение процедуры банкротства НПФ. В частности, предусматривается, что требования, возникшие у АСВ в результате выплаты (перевода в другой НПФ – участник системы гарантирования НПО) гарантийного возмещения, удовлетворяются в составе требований кредиторов первой очереди за счет средств пенсионных резервов и конкурсной массы, а размер требований иных кредиторов НПФ определяется с учетом выплаченного (переведенного) АСВ гарантийного возмещения. В случае аннулирования у НПФ лицензии на деятельность по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию функции временной администрации осуществляет АСВ.

Устанавливаются особенности рассмотрения дела о банкротстве негосударственного пенсионного фонда. В частности, при рассмотрении дела о банкротстве негосударственного пенсионного фонда не применяются наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление и мировое соглашение.

Документы вступят в силу с 1 января 2023 года. Предусматриваются переходные положения.