Россия заняла второе место в Европе по дешевизне бензина Аи-95, а по его доступности для граждан — только 16-е. По оценкам опрошенных «МК» экспертов, сами по себе эти показатели не являются стопроцентно репрезентативными. Чем богаче страна, тем выше качество и стоимость автотоплива. И тем крепче благосостояние жителей, которые могут себе позволить любой товар.

Аналитики РИА «Рейтинг» определили доступность бензина как его объем, который можно приобрести на среднюю зарплату. При одной из самых низких цен на сорт Аи-95 (49,1 руб. за 1 литр, ниже только в Казахстане — 34,3 руб.) каждому россиянину доступны 1002,9 л. Наша страна заняла место вслед за Италией, опередив соседей по постсоветскому пространству — Казахстан, Украину, Белоруссию. Лидером списка из 32 государств оказался Люксембург: его жители могут приобрести 2,6 тыс. литров бензина на свою среднюю зарплату.

«По данным Росстата, по сравнению с началом года цена на 95-й бензин в нашей стране выросла на 4,0%, а на дизельное топливо — на 2,4%, — констатируют авторы исследования. — В России рост цен на моторное топливо ожидается примерно на уровне инфляции. Следовательно, при сохранении текущего темпа роста зарплаты доступность бензина в РФ как минимум сохранится на прежнем уровне или даже увеличится».

Июль отметился ростом биржевых цен на бензин в стране: оптовые показатели на бирже неоднократно обновляли исторические рекорды. Минэнерго связало это с сезонными ремонтными работами на НПЗ и отпусками у потребителей, рванувших на курорты. На днях ведомство пригрозило запретить экспорт топлива, после чего биржевые цены снизились.

«У меня есть сомнения в репрезентативности рейтинга, — говорит ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. — Все же в России наиболее массовым сортом бензина является Аи-92. Большинство автовладельцев, особенно в регионах, пользуется исключительно им. 95-й получил распространение в результате проведенного в середине 2000-х годов налогового маневра в нефтепереработке, после чего многие НПЗ были существенно модернизированы. Как правило, у тех граждан, кто ездит на 95-м, реальные доходы выше среднего».

Впрочем, это не отменяет того факта, что Россия сильно отстает от Европы по уровню и динамике доходов и зарплат населения. Данный рейтинг толком не отражает этот разрыв, считает Масленников. Что касается цен на бензин, то они могли бы быть и ниже. Проблема в том, отмечает собеседник «МК», что отрасль несет серьезную фискальную нагрузку, в итоге конечная стоимость литра некоторых марок бензина на 70–80% складывается из налогов и акцизов. А это уже сознательная финансовая политика государства. При этом по глубине переработки нефти и качеству конечной продукции отечественные производители также уступают европейским. По словам эксперта, ценовая ситуация на рынке автотоплива по-прежнему неустойчива, а бесконечные разговоры о возможном введении запрета на экспорт расшатывают ее еще больше.

«Доступность бензина в России выше, чем об этом говорят официальные цифры, ведь часть зарплат россияне получают в конвертах — на общую сумму в 10–15 трлн руб. в год, — рассуждает руководитель ИАЦ «Альпари» Александр Разуваев. — Основным бенефициаром торговли бензином является государство, более 50% стоимости всегда приходилось на платежи в бюджет. Дивиденды, которые идут в казну, никто не отменял. Если бы власти захотели сдержать цены на топливо, они могли бы просто снизить налоговую нагрузку».