Аттестационный экзамен по аудиту к 2020 году будет проводиться по европейскому образцу. Проверка знаний будет изменена на проверку компетенций, а экзамен станет трехступенчатым. Участники рынка считают предложенную модель аттестации избыточной, а требования — чрезмерными. Впрочем, при должной проработке с учетом отраслевой специализации и пожеланий ЦБ она может быть адаптирована к российскому рынку, сходятся во мнении эксперты.
Вчера обе саморегулируемые организации (СРО) аудиторов СРО РСА и СРО ААС подписали меморандумы о сотрудничестве с Институтом присяжных бухгалтеров Англии и Уэльса (ICAEW). Соглашения позволят в том числе «развить систему профессиональной аттестации аудиторов в России», пояснили в ICAEW. Как сообщил “Ъ” присутствовавший на подписании меморандума председатель комиссии ААС по контролю за качеством аудиторской деятельности Владмимир Чая, подписание меморандума — это первый шаг на пути к признанию на Западе отечественных аттестатов аудиторов.
Важный шаг в данном направлении был предпринят год назад, когда ICAEW подписал аналогичное соглашение с Единой аттестационной комиссией (ЕАК). ЕАК занимается проведением экзаменов по проверке лиц, претендующих на получение квалификационного аттестата аудитора в России. ЕАК при содействии ICAEW была выработана новая модель квалификационного экзамена, которая будет представлена для одобрения рабочему органу совета аудиторской деятельности при Минфине 13 ноября. Модель разработана во исполнение поручения правительства от 28 июня 2016 года по совершенствованию порядка проведения квалификационного экзамена для аудиторов.
Принципиальное отличие новой модели от действующих — уход от классической проверки знаний к проверке компетенций. Она будет учитывать не только знания, но и опыт аудитора, а также способность применять их на практике. Сам экзамен для аудиторов станет трехступенчатым. Базовый уровень потребует от аудитора знания основ бухучета, аудита, финансового анализа и т. д. и будет проводиться в виде теста. Промежуточный уровень потребует углубленного понимания тех же дисциплин, способности применять знания (письменный экзамен). На продвинутом уровне будет проверяться способность аудитора формировать профессиональное суждение. По словам менеджера по международным связям ICAEW Анны Борн, пройти аттестацию по всем трем уровням можно за три года минимум. При этом специализации как таковой (банковский аудит, страховой и т. д.) программа не предусматривает — по сути, ЕАК предлагает единый аттестат.
Участники рынка сомневаются, что предложенная ЕАК модель может быть применена в России в представленном виде. «В той же Англии продвинутый уровень необходим руководителю проверки, у нас же единый аттестат нужен не только руководителю, но и рядовому аудитору,— отмечает партнер Ernst & Young Игорь Буян.— Получается, что к большинству аудиторов будут предъявляться избыточные квалификационные требования». Если сейчас молодежь отпугивает от сдачи экзамена на аттестат обилие зубрежки, то будет еще хуже, отметил он. В то же время новая модель фактически позволяет подписывать заключение специалистам с тремя годами работы, тогда как в российской практике для подписания заключения по серьезной компании необходим опыт не менее семи-восьми лет, указывает эксперт.
Не вполне сочетается предложенная модель аттестации и с идеями ЦБ по реформированию аудиторской отрасли. «Мы за то, чтобы аттестаты не были универсальными: пусть лучше аудитор будет хорошим специалистом, например, в области аудита банков, чем будет иметь поверхностные представления об аудите “всего”»,— отметили в пресс-службе ЦБ.
Впрочем, при должной доработке концепция может применяться в России. «Можно добиться отраслевой специализации путем получения специализированных аттестатов, а можно — путем ежегодного повышения аудиторами квалификации по выбранной специализации и четкого контроля за этим процессом, в том числе и со стороны мегарегулятора»,— уверен Игорь Буян. Банк России готов включиться в работу. «Мы всегда открыты к взаимодействию с ЕАК и вне зависимости от реформы готовы обсуждать в том числе и вопросы, касающиеся подготовки специалистов,— отметили в ЦБ.— Для нас важны качество и квалификация аудиторов, приходящих в финансовые организации».
Ну хорошо, допустим "начнут обучать по новому". Как уже отмечено в статье - с какой стадии этого "нового" аудитор будет признаваться аудитором в смысле, установленном законом об аудиторской деятельности? и какой смысл в остальных "стадиях"? Нет, в принципе понятно - очередное обучение позволит ЕАКу прекрасно существовать еще долго. Но ведь цели и задачи аудита отнюдь не в обеспечении жизни центра по обучению.... хотя, возможно я уже давно заблуждаюсь.
Естественно, поток сдающих на аттестат уже не тот, а доходы ЕАКу нужно как то себе обеспечить...
А ведь как красиво преподносят - мол перенимаем зарубежный опыт.))
Этой мутью некогда будет заниматься тем,кто пашет на проверках. Речь идет прежде всего о ветеранах с опытом. Вышибут их из профессии, не будут они сидеть зубрить как школьники. Зато ЕАК себе сладкую жизнь обеспечит. И еще.Кто тогда до 2020 года пойдет сдавать на аттестат, если надо будет заново все пересдавать. Опять провал? В отношении аудита дурь так и прет, не прерываясь.
Что то не написали что экзамен будут сдавать каждые 3 года
Недоработка с их стороны
Всё, конечно, красиво звучит - "компетенции", "мировой опыт" (звучит так, будто незабвенного ЛЗШ процитировали). У меня маааленький вопрос - а задача по аудиту разве не являлась проверкой "компетенций", разве она не проверяла способность применять знания на практике???
Для того, чтобы сдавать экзамен на проверку компетенций, необходимы экзаменаторы и преподаватели, обладающие соответствующими компетенциями. Любой эксперт или иной экзаменатор на западе прежде всего должен подтвердить свою компетентность и быть уважаемыми людьми, которые многому могут научить.. И именно в это - мировой опыт.
До принятия нового закона вся трескотня вокруг экзамена не имеет смысла. А на будущее необходимо создавать эффективную системы подготовки и аттестации аудиторов и соответствующий орган, и это не должна быть ЕАК. Можно ли назвать конкретных физических лиц в ЕАК, которые являются специалистами в аудите? Некому читать МСА по программе повышения квалификации надлежащим образом даже в Санкт-Петербурге в одном из лучших экономических вузов страны. СРО и Минфин должны были подготовить этот вопрос.
Хотелось большего уважения со стороны СРО. Если принимаются какие-то решения в аудите, то обсуждать это нужно с аудиторами.
.
Хотелось бы задать вопрос г. Шапигузову. Будучи аудитором он должен быть знаком в Кодексом этики. И какими этическими принципами он руководствуется, упрекая, оскорбляя и обвиняя аудиторов?