У большинства банков, лишившихся лицензий в текущем году, были аудиторские заключения о достоверности отчетности. Об этом рассказал в интервью Банки.ру главный аудитор ЦБ Валерий Горегляд.
«С начала 2016 года ЦБ отозвал лицензии у 77 кредитных организаций, 58 из них были признаны банкротами и у 52 из них (89,7%) имелись аудиторские заключения о достоверности годовой отчетности, — сообщил Горегляд. — По факту у нас много немодифицированных аудиторских заключений по тем организациям, у которых были отозваны лицензии. Очевидно, что там была заведомо искаженная бухгалтерская отчетность, которую аудиторы подтверждали. Это не единичные случаи, а массовое явление».
По словам Горегляда, ситуация в других финансовых отраслях еще плачевнее. Связано это с тем, что исторически регулирование банковского сектора было более продвинутым, нежели регулирование остальных финансовых рынков.
Примечательно, что доля выданных аудиторских заключений по результатам обязательного аудита с выражением немодифицированного мнения в целом по рынку составляла в 2015 году 77,6%.
ЦБ заинтересован в том, чтобы на этом рынке услуги оказывались профессионально, аудиторская компания несла ответственность, в том числе и уголовную, за свои отчеты.
«Нам необходимо повысить взаимодействие с аудиторскими компаниями, получая от них адекватную, проверенную и не вводящую в заблуждение рынок и клиентов информацию, — отмечает Горегляд. — Для нас это большая проблема, ведь одна из функций ЦБ — это защита прав клиентов и вкладчиков банков. В своей деятельности мы хотели бы больше опираться на деятельность внутреннего аудита банков, но здесь у нас много проблем. Если проблемы внешних аудиторов в первую очередь связаны с особенностями функционирования этого рынка (из-за экономического спада рынок сжимается, компании демпингуют, а квалификация аудиторов невысокая), то во внутреннем аудите проблема связана с тем, что менеджмент и даже собственники многих компаний не заинтересованы в должной степени в эффективном функционировании системы аудита».
Эксперты замечают, что на рынке функционирует слишком много аудиторских компаний, всю их массу достаточно сложно отслеживать. Тем более тех, кто так или иначе аффилирован с проверяемыми банками.
«Существуют абсолютно разные аудиторские компании. Есть авторитетные — к ним вопросов меньше и положительных аудиторских заключений по будущим «отозвышам» у них меньше, а есть мелкие и не очень известные — вот тут наш камень преткновения. Составление бухгалтерской отчетности — это искусство. И сотрудники банков, которые ее составляют, умеют это делать искусно, в том числе умеют убедить аудиторов в обоснованности представленных цифр достаточно легко, — уверен представитель банка из топ-100 по активам, пожелавший остаться неназванным. — Кроме того, далеко не у всех аудиторов хватает профессионализма, чтобы видеть возможные ошибки в отчетности. А если аудиторская компания еще и небольшая, а конкретный банк приносит ей треть годовой выручки, тут уже автоматически аудиторы могут «надевать очки».
Именно поэтому важно как-то ранжировать аудиторов и применять к банкам, работающим с не вызывающими доверия компаниями, те или иные санкции.
«По сути, чтобы сократить количество случаев неверного аудита, Центральный банк должен требовать у кредитной организации обращаться к аудитору в зависимости от пропорции ее бизнеса (чем крупнее банк, тем крупнее должен быть аудитор) и заменять аудитора при возникновении у регулятора вопросов, — продолжает собеседник Банки.ру. — Тем не менее я не считаю, что стоит создавать, например, некий реестр согласованных с ЦБ РФ аудиторов, ведь в мелких компаниях тоже бывают очень профессиональные аудиторы. Но можно ввести некие превентивные меры: если у аудиторской компании выявлено более двух случаев несовпадения результатов аудита с реальным состоянием дел в банке после отзыва у него лицензии, то заключение такой компании регулятор вправе не принимать».
В свою очередь финансовый директор Локо-Банка Алексей Парфененок считает, что существует несколько причин наличия на рынке недостоверных аудиторских заключений.
«Дело в том, что далеко не у всех банков с отозванными лицензиями аудиторами были представители «большой четверки». И некоторые мелкие аудиторские компании не отдают себе отчет в том, что репутация — это главная ценность для аудитора, поэтому есть поле для манипуляций и возможных сговоров менеджмента банков с мелкими аудиторскими компаниями», — рассказывает Парфененок.
Другая причина, полагает он, — это сами стандарты проведения аудита, которые также оставляют поле для манипуляций со стороны нечестного менеджмента или акционеров некоторых банков.
«Поскольку аудиторская проверка проводится не на 100-процентном объеме операций банка, а на статистической выборке, то риск фальсификации отдельных операций со стороны недобросовестных менеджеров банка сохраняется. Разумеется, у аудиторов нет задачи проверять менеджмент кредитной организации на честность, поэтому основная проблема — именно в самих банках, а не в аудиторах. Поэтому страховки и гарантии, что с банком ничего не произойдет после успешно пройденного аудита, по сути, нет», — комментирует Парфененок.
Бороться с фальсифицированными аудиторскими отчетами он предлагает преимущественно за счет совершенствования законодательной базы. В первую очередь, уверен эксперт, должна быть четко определена и ужесточена ответственность бенефициаров кредитных организаций и менеджмента за фальсификации и манипулирование данными.
«Также возможно возложение части ответственности и на самих аудиторов. Безусловно, такие законодательные инициативы должны быть инициированы Центральным банком, это и есть регулирование рынка — основная функция ЦБ», — добавляет Парфененок.
Председатель правления Риабанка Борис Липкин поднимает еще одну проблему.
«У аудиторов не так много инструментов. Они подтверждают баланс и налоговую отчетность, проверяют наличие первичных документов, считают нормативы, не вникая глубоко в текущую ситуацию на рынке. Здесь самая большая проблема — оценка стоимости залогов и последующее доначисление резервов, — говорит он. — Думаю, действенными мерами для улучшения ситуации могут стать переход аудиторов на международные стандарты работы и ужесточение внутренних стандартов качества работы аудиторских СРО».
Интересно, почему ЦБ РФ не прокомментировал, сколько из этих банков непосредственно перед аудиторской проверкой проходили проверку ЦБ РФ, по итогам которой никаких нарушений не обнаруживалось.
Интересно.
Почему банки ежедневно сдающие отчетность в цб, при этом цб может потребовать у них любой документ в любое время, смогли убедить аудиторов один раз в год что у них всё в порядке.
Соглашусь с Вами.
Ой! Маленькие не профессиональные аудиторы портят нам картину. Интересно, а есть перечень Кто аудитор у банка с отозванной лицензией и какое заключение?