На сайте Минфина опубликован проект концепции дальнейшего развития аудиторской деятельности в РФ.
В документе приведены основные итоги развития института аудита, проблемы развития аудиторской деятельности, цель и основные задачи развития данной сферы, приоритетные направления дальнейшего развития, основные этапы реализации концепции, ее ожидаемые результаты.
Такую проблему, как низкий уровень востребованности аудиторских услуг, авторы документы объясняют, среди прочего, "ограниченным кругом услуг, предлагаемых аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами". Также, по мнению авторов, негативное влияние на развитие аудиторской деятельности оказывает ряд институциональных проблем аудиторской профессии. Среди них - низкая активность участия аудиторских организаций и аудиторов в деятельности СРО; нацеленность СРО на решение, главным образом, узких корпоративных вопросов и задач, не имеющих общественного значения; недостаточность финансовой базы СРО; неоправданная конкуренция между СРО аудиторов.
Также указывается, что одной из наиболее значимых причин низкого уровня доверия рынка к аудиторскому мнению продолжает оставаться недостаточный уровень квалификации аудиторов. "Действующая система профессиональной аттестации аудиторов не ориентирована в должной степени на достижение претендентами на получение квалификационного аттестата аудитора необходимого уровня компетентности, позволяющего на практике демонстрировать способность к выполнению стоящих перед профессией задач в соответствии со стандартами аудиторской деятельности. Система непрерывного повышения квалификации аудиторов во многих случаях носит формальный характер".
Назван также ряд других проблем и причин их наличия.
В качестве мер, которые, по мнению авторов, надо принять в целях совершенствования основ функционирования рынка аудиторских услуг, названы:
- поэтапное введение расширенного формата аудиторского заключения по результатам аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности для разных групп аудируемых лиц;
- диверсификация оказываемых субъектами аудиторской деятельности услуг, востребованных экономическими субъектами, повышение квалификации аудиторов в сфере оказания услуг, отличных от традиционного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- увеличение объема дополнительной работы, выполняемой аудиторскими организациями при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных и некредитных финансовых организаций, в частности, введение проверки заявлений руководства таких организаций об эффективности созданных и поддерживаемых ими систем внутреннего контроля;
- введение проверки аудиторскими организациями соответствия деятельности публичных акционерных обществ их стратегическим документам;
- совершенствование технологии аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций и оказания других аудиторских услуг, в том числе посредством применения электронных технологий анализа данных, интенсификация процесса оказания аудиторских и связанных с ними услуг, в том числе посредством стандартизации аудиторских бизнес-процессов;
- повышение требований к аудиторским организациям, обслуживающим общественно-значимые организации;
- мониторинг практики применения профстандарта «Аудитор»;
- совершенствование механизмов обеспечения имущественной ответственности членов СРО аудиторов, в том числе законодательное закрепление права СРО выбирать способ имущественной ответственности;
- пересмотр сферы обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, а также иных форм обязательной сертификации информации, проводимой в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, исходя из общественных интересов, имея при этом в виду, что административные меры по увеличению количества аудируемых лиц, в том числе распространение требования обязательного аудита на новые виды экономической деятельности, могут привести к дискредитации института аудита, росту недобросовестной конкуренции на рынке аудиторских услуг;
- усиление административной ответственности экономических субъектов за уклонение от проведения обязательного аудита их бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Также планируется завершить принятие нормативных актов, обеспечивающих признание документов МСА для применения в РФ, гармонизировать законодательство РФ об аудиторской деятельности с едиными принципами ее ведения на территории ЕАЭС, укреплять институт аудиторской тайны, систематически актуализировать правила независимости и кодекс профэтики аудиторов в соответствии со стандартами Международной федерации бухгалтеров.
Все это должно завершиться разработкой новой редакции федерального закона «Об аудиторской деятельности», говорится в документе.
«Актуальные вопросы развития аудита. Переход на международные стандарты аудита» Кризис на рынке аудита, переход на МСА, необходимость реорганизации СРО, повышение эффективности ВККР, структурирование профессии «Аудитор», повышение административного и финансового давления на мелкие и средние аудиторские фирмы, изменения законодательства и разработка концепция дальнейшего развития аудиторской деятельности – вот перечень наиболее актуальных проблем российского аудита. В настоящее время членами Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности, ведется активная работа по подготовке проекта Концепции дальнейшего развития аудиторской деятельности в РФ, в которой должны быть определены цели, основные задачи и приоритетные направления дальнейшего развития аудиторской деятельности в России. Принятие Концепции имеет стратегическое значение для дальнейшего развития аудита в России и повышения уровня востребованности ее результатов Подготовленный проект «Концепции дальнейшего развития аудиторской деятельности в Российской Федерации» (далее – Концепция) нуждается в серьезной доработке и осовременивании. Концепции предполагают стратегический анализ, фиксацию системы целеполагания и разработку механизма реализации концепции на обозримый период. Современное конструирование Концепций часто использует технологию форсайта. Современный Форсайт (от англ. Foresight — «взгляд в будущее») — эффективный инструмент формирования приоритетов и мобилизации большого количества участников для достижения качественно новых результатов в сфере науки и технологий, экономики, государства и общества. По результатам форсайт-проектов создаются дорожные карты. Методология Форсайта служит площадкой для диалога между различными субъектами политики, инструментарием для формирования сетей, а также информационной основой для адаптивной политики и стратегии, он превращается в важный инструмент формирования нового общества, в двигатель трансформационных изменений в обществе. Основными субъектами являются элементы треугольника: власть (регулятор)-бизнес(аудиторы)-пользователи отчетности (население и неаудиторский бизнес). Доминанты интересов субъектов: Регулятор: фискальные и контроль за учетной дисциплиной, поддержание законодательного и нормативного сбалансирования ситуации на рынке аудита, защита российского рынка аудита. Аудиторы: расширения рынка аудита, поддержание нормальной конкуренции на рынке аудита. Пользователи отчетности: снижение рыночных и учетных рисков на основе использования аудиторской деятельности. Следующее направление формализации форсайта – это выделение основных мировых трендов развития учетной и аудиторской деятельности. Это:
- Инновации в учетной сфере – развитие нефинансовых форм отчетности и их соединение с финансовой отчетностью в качестве объекта аудита. Появление интегрированной отчетности и разработка методологии аудита интегрированной отчетности.
- На основе развития компьютерного учета встает вопрос о непрерывном аудите клиента (аудит в реальном режиме времени).
- Существенный прогресс внутреннего аудита, ведущего создание паспортов риска, тепловых карт риска, риск-аппетита, матриц контроля собственных организаций серьезно укрепляет возможности проведения риск-ориентированного аудита. Риск – становится объектом учета и аудита, наряду с традиционными элементами учета.
- Развитие новых форматов аудиторского заключения и заданий, обеспечивающих уверенность.
- Расширение видов аудиторских заданий, обеспечивающих различные уровни уверенности.
- Соединение аудиторской практики и системы рейтингования бизнеса с целью снижения бизнес рисков.
2 и 3 разделы Концепции «Основные итоги развития института аудита», «Основные проблемы развития аудиторской деятельности» являются традиционными разделами носят описательный характер. 3 раздел представляет собой точку зрения регулятора на сложившуюся ситуацию. Но у аудиторов и пользователей отчетности иная точка зрения. Логика концепции должна выглядеть так: Основные международные тренды развития аудита (форсайт); Стратегический анализ развития российского аудита (проблемы и отдаленность от международных трендов); Блок Целеполагания; Механизмы достижения целей и задач; «Дорожная карта» достижения заявленных целей. Принятие данного подхода предполагает существенную корректировку блока целеполагания Концепции. Каждый участник обладает собственной системой целеполагания. Раздел «Приоритетные направления дальнейшего развития аудиторской деятельности» следует переформатировать на предложения регулятора, аудиторов и пользователей отчетности. На наш взгляд целью дальнейшего развития аудиторской деятельности в Российской Федерации должно быть активное включение и адаптация к условиям мирового аудиторского рынка, поскольку ключевыми новация будут переход на МСА и создание аудиторского рынка ЕАЭС. К блоку внутренних аудиторских задач и мер, не повторяя то что изложено в проекте, необходимо отнести следующие: 1. Содействие синдикализации мелких и средних аудиторских фирм и создание внутренних аудиторских сетей. Необходимо стимулировать создание или объединение в крупные региональные аудиторские компании, способные противостоять усилению конкуренции на аудиторском рынке, а также в полном объеме выполнять все требования аудиторских стандартов. Они должны включать в себя не менее 12-15 аудиторов, в том числе 1-2 аудитора с новыми квалификационными аттестатами и 1 контролера качества. Такая фирма позволит превратить руководителей мелких аудиторских компаний в партнеров и улучшить методическую работу по соблюдению аудиторских стандартов. Но требуется осуществить достаточно серьезные усилия руководителям действующих компаний, чтобы реализовать данную идею в целях сохранения регионального бизнеса. 2. Разработка новой «Белой книги» аудиторских СРО, где были бы зафиксированы новые организационные подходы объединения физических или юридических лиц для целей саморегулирования. Отменить количественные пороги численности членов для функционирующих СРО. 3. Формирование системы взаимодействия аудиторских фирм и рейтинговых агентств с целью снижения бизнес-рисков и стоимости внешнего финансирования для экономических субъектов. Рейтингование клиентов широко развивается в банковском бизнесе и на основании его осуществляется оценка рисков и расчет резервов. Внешнее подтверждение этих данных усиливает достоверность подобных данных и снижает риски для финансовых учреждений и ставки процента для законопослушных клиентов. 4.Разработка «дорожных карт» взаимодействия регулятора, аудиторов и пользователей отчетности по достижению поставленных целей. 5. Обсуждение вопроса о введении «обязательной обзорной проверки» с целью расширения масштабов аудиторского рынка и создании комплексной системы контроля на рынке России, а также расширения достоверной базы рейтингования. 6. Признать дисциплинарную систему саморегулирования правовым элементом наряду с КоАПом и уголовным правом. Согласно статье 2.5 КоАПа «Принцип недопустимости повторного административного наказания за одно и то же административное правонарушение. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение». Следовательно, надо дополнить статью 2.1. «Административная ответственность. 1. Административная ответственность является видом юридической ответственности за нарушение предписания или запрета, предусмотренного федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, принятым в соответствии с федеральным законом, или законом субъекта Российской Федерации нормативным правовым актом, если за такое нарушение не установлена уголовная ответственность и/или нормы саморегулирования.» Следовательно, статья 29.29 не будет применима к российским аудиторам, они находятся под нормами саморегулирования, а "заведомо-ложное аудиторское заключение" - норма уголовного права! Норма будет применяться для белорусских, казахских и т.д. аудиторов, которые будут оперировать на российском рынке в рамках договоренности ЕАЭС. 7. СРО аудиторов необходимо начать вести реестр партнеров (собственников и руководителей) аудиторских фирм. Согласно требованиям международного стандарта образования аудиторов, у них должна быть отдельная обучающая программа. Реестр партнеров – это одновременно и резерв на выдвижение в качестве руководителя аудиторской компании, что призвано повысить ответственность руководства за состояние внутреннего контроля в аудиторской фирме. Полный текст доклада опубликован в журнале «Аудит» (2016, № 6) .