Профстандарт аудитора поспособствует повышению квалификации, считает разработчик

Приказом от 19.10.2015 N 728н Минтруд утвердил профессиональный стандарт "Аудитор". Приказ начнет действовать с 6 декабря.

Согласно профстандарту основная цель вида профессиональной деятельности - "проведение аудита и оказание сопутствующих аудиту услуг (далее - выполнение аудиторского задания), а также оказание прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью".

Стандарт подразумевает следующие обобщенные трудовые функции (всего 7):

  • вспомогательные функции при выполнении аудиторского задания и оказании прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью. Эту функцию может выполнять помощник аудитора, ассистент аудитора, специалист, которым необходимо среднее общее образование и профессиональное обучение (или образование) по специальным программам. Требований к опыту работы, наличию аттестатов не указано. Данные лица (как и все, занимающие должности, перечисленные ниже) должны соблюдать правила независимости аудиторов и аудиторских организаций и кодекс профессиональной этики аудиторов;
  • выполнение аудиторского задания и оказание прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью. Этим занимаются аудитор, эксперт с высшим образованием - бакалавриатом, дополнительным профессиональным образованием в области аудиторской деятельности, необходимым для сдачи экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора, и/или дополнительным профобразованием по программам повышения квалификации (в том числе необходимым для проведения аудита в специфических областях). Требуется также опыт не менее трех лет работы, связанной с аудиторской деятельностью либо ведением бухучета и составлением отчетности; из них не менее двух лет - работа в аудиторской организации; наличие квалификационного аттестата аудитора и членство в одной из СРО аудиторов (при оказании аудиторских услуг), а в случаях, предусмотренных законодательством - наличие аттестата, выданного после 1 января 2011 года;
  • руководство выполнением аудиторского задания и контроль качества в отношении аудиторских заданий. Должности - старший аудитор, ведущий аудитор, руководитель проекта, менеджер проекта. Необходимо высшее образование - специалитет, магистратура и указанные в предыдущем пункте виды дополнительного образования, опыт - не менее 5 лет работы, связанной с аудиторской деятельностью или ведением бухучета и составлением отчетности; из них не менее трех лет - работа в аудиторской организации. Остальные требования - те же, которые указаны в предыдущем пункте;
  • управление рисками и контроль качества при выполнении аудиторских заданий и оказании прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью. Выполнять такую работу могут аудитор-контролер, контролер качества, старший (ведущий) контролер, специалист по управлению рисками, менеджер по управлению рисками. Требования к образованию, опыту и другие аналогичны указанным в предыдущем пункте;
  • таким же требованиям должны удовлетворять лица, занимающиеся методическим обеспечением аудиторской деятельности. Возможные должности - аудитор-методолог, методолог, старший (ведущий) методолог;
  • руководство подразделением аудиторской организации. Его обеспечивает начальник отдела (подразделения, департамента), удовлетворяющий тем же требованиям, которые определены для должностей, указанных в трех предыдущих пунктах;
  • руководство аудиторской организацией. Возможные наименования должностей - директор, генеральный директор, управляющий (исполнительный) директор (партнер). В целом требования те же, однако разработчики стандарта сочли необходимым увеличить в данном случае ценз по опыту работы - не менее 7 лет работы, связанной с аудиторской деятельностью или ведением бухучета и составлением отчетности; из них не менее 5 лет - работа в аудиторской организации.

Каждая обобщенная трудовая функция включает ряд трудовых функций, в описании которых указаны, среди прочего, необходимые знания и умения.

Разработчиком стандарта является ООО "Аудиторская служба "СТЕК". Ее представитель, руководитель учебного центра «СТЕК», а также руководитель экспертного совета по разработке профстандарта рабочего органа САД Сергей Суханов так прокомментировал практическую значимость документа:

"Стандарт конкретизирует выполняемые функции и зоны ответственности для работников разной квалификации в аудиторской компании. Описанные функции основаны на требованиях действующего законодательства об аудиторской деятельности и сложившейся практике разделения обязанностей в различных аудиторских компаниях. 

Требования профессиональных стандартов согласно постановлению правительства РФ от 22 января 2013 г. N 23 применяются:

  • работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
  • образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
  • при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

Поэтому следует ожидать, что постепенно будет происходить уточнение требований, предъявляемых к соискателям на рынке труда, дополнительное повышение квалификации работников аудиторских фирм, а также учет требований стандарта в управлении персоналом".