Аудиторы все чаще высказываются об излишнем вмешательстве госрегулятора в сферу аудита. Например, на пленарном заседании прошедшего 19 марта 2013 года форума саморегулируемых организаций Президент Аудиторской Палаты России Грязнова Алла Георгиевна среди основных проблем развития аудита в России назвала следующие:
- не учитывается мнение профессионального сообщества при подготовке законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих профессию;
- дублирование функций внешнего контроля: государственный контроль и контроль СРО.
Там же, на круглом столе №1 "Место и роль национальных объединений СРО в системе саморегулирования отрасли" также обсуждалась проблема госрегулирования аудита. Председатель Центрального Совета СРО НП "Российская Коллегия аудиторов" Руф Александр Леопольдович отметил: "...несмотря на то, что ЕАК создана саморегулируемыми организациями аудиторов, практически все вопросы о ее деятельности остались под контролем госрегулятора".
На этом же форуме аналогичные проблемы назвала в своем выступлении президент Института профессиональных аудиторов Долотенкова Д.К. (на круглом столе №3 "Проблемы кодификации законодательства о саморегулировании. Особенности отраслевого законодательства о саморегулируемых организациях"). Основа ее выступления - необходимость совершенствования закона по аудиту.
В отношении Совета по аудиту тоже много критики. В своем выступлении на форуме СРО президент ИПАР Долотенкова Д.К. так прокомментировала особенность действующего Совета по аудиту: " Там всего два представителя от профсообщества, то есть, от аудиторов. Остальные люди – это либо чиновники, или пользователи услуг. Но пользователи тоже весьма условные".
Все эти проблемы в сфере аудита перечислены и в письме Совнадзора от 23 мая 2013 года, причем в этом письме уточняется, что предложения по их решению были переданы в Совет по аудиту еще в прошлом году, но никаких изменений нет. Более того, 26 июня 2012 года Советом по аудиторской деятельности при Минфине принято решение (протокол №5) не рассматривать "запросы по применению законодательства РФ об аудиторской деятельности", поступившие не от СРО аудиторов.
Между прочим, в опубликованном тексте протокола №5 таких деталей нет. Но протокол ссылается на приложение:
- Одобрить порядок рассмотрения запросов по применению законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности согласно приложению.
- Поручить Рабочему органу Совета по аудиторской деятельности организовать рассмотрение запросов по применению законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности в соответствии с порядком, предусмотренным в пункте 1 настоящего раздела.
И такие отсылки в протоколах Совета по аудиторской деятельности встречаются часто. Если в решениях Совета есть что-то интересное, то, как правило, не публикуется, протокол адресует к приложению, которого в открытом доступе попросту нет.
СРО аудиторов это организация живущая за счет взносов участников, соответственно любое сро будет в первую очередь обслуживать интересы тех участников, которые приносят самые большие взносы. А для сро, объединяющего мелочь, контролировать и наказывать своих участников так же не выгодно из-за возможности их перехода в другую организацию.
Остается только пожелать государству поскорее избавить всех нас от обязанности быть членом СРО.
Либералы тоже постоянно кричат о том, что свободы недостаточно. В итоге прихватизация, ВТО, гомосятина и прочее либеральное "счастье". СРО из этой же песни
Аудиторы считают госрегулирование избыточным