На сайте Совета по общественному надзору за развитием действующей методологии бухгалтерского учета, формированием бухгалтерской (финансовой) отчетности, организацией государственного регулирования и саморегулирования аудиторской деятельности опубликован текст доклада от 24.09.12 "О действующей в Российской Федерации системе государственного регулирования и саморегулирования аудиторской деятельности. Предложения по реформированию."

Доклад приурочен к конференции, посвященной 25-летию аудита в России.

В докладе присутствует информация об истории возникновения в СССР и развития в России аудита как отрасли, с приведением также истории трансформации законодательства, регулирующего эту сферу.

Содержится перечень нынешних функций Минфина, осуществляемых им в отношении аудита. В частности, полномочий по исключению СРО аудиторов из реестра. Предлагается "с целью прекращения права Минфина РФ на исключение сведений о СРО аудиторов из госреестра во внесудебном порядке, исключить из действующего 307-ФЗ части 3-5 статьи 21 и часть 3 п.5 статьи 22, сохранив право обращения в суд, предусмотренное п.6 статьи 21".

Сообщается, что в результате исключения "Гильдии аудиторов" из реестра СРО "по состоянию на 20.09.2012, согласно данным контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций Реестра, опубликованным на сайте Минфина России, численность аудиторов и аудиторских организаций в России по сравнению с аналогичными данными Реестра на начало сентября т.г. (05.09.2012) уменьшилась на 3867 аудиторов и на 845 аудиторских организаций и составила 22 357 аудиторов и 4315 аудиторских организаций соответственно".

Предлагается также сократить полномочия Росфиннадзора по прекращению деятельности аудиторских организаций во внесудебном порядке. Кроме того, авторам доклада "представляется избыточным проведение «плановых» проверок деятельности аудиторских организаций Росфиннадзором, при наличии обязанности регулярного проведения процедур внешнего контроля качества работы в отношении своих членов саморегулируемыми организациями аудиторов, установленной действующими федеральными законами «Об аудиторской деятельности» и «О саморегулируемых организациях».

Приводятся сведения о деятельности ЕАК, в том числе, на базе которых авторы доклада делают выводы, что на функции ЕАК в части проведения экзаменов в соответствии с действующими нормами в состоянии влиять только Минфин, а не СРО, учредившие ЕАК.

В докладе имеются данные о том, что до передачи ЕАК функций аттестации аудиторская сфера пополнялась тысячей и более новых аудиторов в год. При этом в 2011-2012 годах в России появился всего лишь 21 новый аудитор.

Что касается новых аттестатов действующими аудиторами, то ими обладают всего лишь 7,8% российских аудиторов.

В докладе также содержатся другие сведения и предложения.