Как выяснилось из плана проверок Росфиннадзора, основу российского аудита, причем общественно-значимого, составляют очень мелкие аудиторские организации!

В плане проверок Росфиннадзора на 2012 год - 123 аудиторские организации, и по сроку проверки можно представить, кого проверяет Росфиннадзор: если 20 дней, то, в соответствии с законом №294-ФЗ (статья 13), это обычная организация; если 50 часов – субъект малого предпринимательства; а 15 часов – микропредприятия.

Так вот, из 123-х аудиторских организаций в плане проверки на 2012 год:

  • 7 - обычные по масштабу фирмы (срок их проверки – 20 рабочих дней);
  • 39 – малые аудиторские организации (50 рабочих часов),
  • 77 – микропредприятия (15 рабочих часов)!

То есть, подавляющее большинство аудиторов, подтверждающих отчетность значимых организаций, – очень мелкие аудиторские организации. Это им приходится переносить на себе все тяготы неудачной реформы аудита, заново подтверждать свою квалификацию, сдавать экзамены, подвергаться дополнительным проверкам – не только со стороны СРО аудиторов, но теперь и Росфиннадзора.

Кстати, проверки Росфиннадзора проходят с начала февраля, а документа, регламентирующего порядок контроля, до сих пор нет. Есть только проект, вроде одобренный Советом по аудита при Минфине, но что-то долго его не утверждают, и каким будет окончательный вариант, неизвестно. А единого Интернет-ресурса, на котором бы можно было бы видеть ход утверждения проекта, нет ни на сайте Минфина, ни на сайте Росфиннадзора. 

На недавно появившемся сайте «Совет по общественному надзору за развитием действующей методологии бухгалтерского учета, формированием бухгалтерской (финансовой) отчетности, организацией государственного регулирования и саморегулирования аудиторской деятельности» аудиторов пригласили принять участие в обсуждении этого проекта:

С 20.03.2012 по 03.04.2012 Минэкономразвития РФ проводит публичные консультации по проекту приказа Минфина России «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности». Просим присылать Ваши предложения по проекту Регламента на адрес Совета kobarenkova@sovnadzor.ru  или воспользоваться формой «Обращение в Совет» на сайте Совета: www.sovnadzor.ru.

Почему проводит консультации Минэкономразвития, а не Росфиннадзор или Минфин, непонятно. Впрочем, такое одностороннее «обсуждение» по старинке - полная неизвестность. Неизвестно, какие приходят отзывы, какие доводы, каких - больше, каких - меньше, каким и почем будет окончательный текст. А хотелось бы иметь полную картину.

Например, сразу публиковать поступившие отзывы, и предложить за них проголосовать. Вот тогда будет видно в реальном времени, что перевешивает: какое мнение и почему. И, может «заденет» кого-то принять участие в обсуждении, поскольку появится уверенность, что тебя «услышат» при утверждении документа. А еще интереснее потом сравнить – какие поправки внесены (и внесены ли?) в окончательный вариант. То есть потом обязательно должно публиковаться подведение итогов обсуждения.

Пока же ничего этого у нас нет, и участие в обсуждении - к сожалению, трата времени. Что подтверждается нашим главным документом - законом "Об аудиторской деятельности" №307-ФЗ. Готовили его, обсуждали несколько лет, а толку? Принят был совсем другой вариант, который изменить теперь очень сложно.