Ernst &Young переживает не лучшие времена после недавней публикации отчета по результатам “вскрытия” Lehman Bros., поскольку отчет содержит свидетельства ненадлежащей работы бывших аудиторов рухнувшего в 2008 г. инвестиционного банка.
Так, их действия позволили эффектно скрыть $50 миллиардов, выведя их с баланса за счет так называемого “Репо-105” (инструмент номиналом 105 единиц оценивается в сделке в 100 единиц - обычно репо подразумевает больший дисконт - Ведомости).
Автором отчета является некто Антон Валукас (Anton Valukas), в прошлом – федеральный прокурор США, а ныне поверенный, которому было дано задание разобраться в причинах крушения Lehman. Он заявил, что существует явное свидетельство допущенного аудиторами E&Y непрофессионализма, что, безусловно, не могло не сыграть своей негативной роли. “Репо-105” в этой связи очень показательно, так как, даже будучи аудитором, E&Y не задавал никаких вопросов об отсутствии записей в отчетности Lehman Bros. касательно использования 50 миллиардов долларов во внебалансовых транзакциях.
Со своей стороны представители по связям с общественностью E&Y поспешили напомнить, что самый последний аудит распространялся на финансовую отчетность за годовой отчетный период, окончившийся 30 ноября 2007 года – а это было практически за целый год до крушения. “Наше профессиональное суждение такого, что за тот период финансовая отчетность Lehman была представлена в полном соответствии с общепризнанными правилами бухгалтерского учета, и мы придерживаемся точно того же мнения и теперь”, - заявил Чарльз Перкинс из PR-службы аудиторской компании. Он также добавил, что даже отчет исследователя, который поднял так много шума, не содержит в себе свидетельств, что по состоянию на 30 ноября 2007 года активы или обязательства компании были представлены неверно.
Камнем преткновения остается тут самый инструмент “Репо-105”. По крайней мере тогда, до всех законодательных изменений американской системы отчетности, организации могли вывести даже такие суммы со своего баланса, но для этого потребовалось бы юридическое подтверждение статуса переводов в качестве действительных продаж (“true sale”). Для этого требуется заключение юридической фирмы. Получить положительное заключение от американской фирмы не получилось, поэтому все сделки пошли через Британию, где-таки было получено положительное заключение от местной компании “Linklaters” в соответствие с британским же законодательством.
Судя по всему, именно на это мнение смотрели аудиторы Ernst & Young. Некоторые обозреватели представили это так, как если бы аудиторы сами стали жертвой обстоятельств – притом что отчет Антона Валукаса вовсе не содержит в себе никаких заявлений относительно ошибочности заключений британской юридической компании “Linklaters”. Британцы и сами поспешили указать на это после того, как о них “вспомнили”. Предоставлять какие-либо комментарии по данному пункту Чарльз Перкинс из департамента по связям с общественностью E&Y воздержался.