В 2025 году аудиторские услуги на проверку отчетности по РСБУ и МСФО для общественно значимых организаций на финансовом рынке (ОЗО ФР) подорожают сильнее чем другие сферы, свидетельствует опрос аудиторских организаций, который провел «Коммерсантъ». В «Мариллионе» рост оценивают на 10-15%, в «Универс-Аудите» — в среднем на 15%, в МКПЦ — до 20%, в «Аудэксе» — 10-30%, в «Русаудите» — 15-30%. Повышение цен на аудит в среднем по рынку может составить от 10% до 12%, уточнил гендиректор МКПЦ Дмитрий Винокуров.
Как правило, договор на оказание аудиторских услуг по отчетности текущего года заключается с февраля по август. На годовые проверки приходится большая часть таких сделок, говорит источник газеты на рынке аудита. Так, средний чек для бывших компаний «большой четверки» находится в диапазоне 3-5 млн рублей, в средних компаниях — 0,75-1,5 млн рублей.
Причина — загруженность аудиторских компаний. Всего в реестре ЦБ сейчас 38 компаний, которым дано право оказывать услуги ОЗО ФР, напомнил гендиректор «Универс-Аудита» Дмитрий Лимаренко. По его словам, счет участников финансового рынка идет на тысячи, а чтобы проводить аудит «в комфортном режиме», крупная аудиторская компания может взять на себя десятки таких клиентов, а средняя компания — единицы клиентов, что создает недостаток аудиторов и цены растут. Винокуров отмечает, что еще одной статьей расходов являются зарплаты сотрудников, которые в 2024 году в среднем выросли на 10-15%.
Причем, для крупных организаций рост цен будет менее значительным, чем средним и небольшим, поскольку у первых больше возможностей для смены аудитора и это более дорогие договоры в целом, раскрыл источник редакции на рынке аудита. Гендиректор «Эксперт Бизнес-решений» Павел Митрофанов подтверждает, что сегмент крупных клиентов не так подвержен демпингу, поэтому рост цен сосредоточится именно на среднем и мелком сегментах, то есть там, где компании часто экономили на качестве.
"Гендиректор «Эксперт Бизнес-решений» Павел Митрофанов подтверждает, что сегмент крупных клиентов не так подвержен демпингу, поэтому рост цен сосредоточится именно на среднем и мелком сегментах, то есть там, где компании часто экономили на качестве."
А нет ли здесь намека на нарушение аудиторской этики? А, это не аудитор вещает...