ЦБ получит право "увольнять" начальство аудиторской фирмы, работающей с ОЗО
© anekdotov.net

Реанимирован довольно древний законопроект о введении надзора со стороны ЦБ за деятельностью аудиторских организаций, работающих с общественно-значимыми субъектами. Помимо всего прочего, ЦБ получит право смещать руководство такой аудиторской организации. Закон уже принят в третьем чтении.

Госдума приняла во втором, и, по-видимому, сразу и в третьем чтении "древний" законопроект о включении ЦБ в число регуляторов аудиторской деятельности, намертво зависший в Госдуме после появления очередной версии в начале 2019 года. Теперь текст проекта опять существенно изменен. Тем не менее, вносятся поправки в законы о ЦБ, об аудиторской деятельности, а также – технические корректировки в некоторые другие федеральные законы (законопроект № 273179-7). На данный момент на странице проекта в думской базе нет отметки о принятии в третьем чтении, но зато есть текст, направляемый в Совет Федерации.

Следящий за конфликтами интересов

Одной из причин "зависания" законопроекта стал вопрос независимости – было не очень понятно, как ЦБ может надзирать за отраслью, представители которой проверяют, в частности, и его самого, точнее, его отчетность.

Как же эту проблемы решили? Национальный финансовый совет будет проводить оценку независимости аудиторских организаций в целях проведения обязательного аудита годовой отчетности ЦБ, а также определять качество аудита отчетности как ЦБ, так и организаций, доля участия Банка России в капитале которых превышает 50%. Результаты такой оценки будут включаться в годовой отчет ЦБ.

Совет будет вправе запрашивать у аудиторских организаций необходимую для этого информацию, приглашать их представителей на свои заседания, привлекать независимых консультантов (экспертов). Также совет будет принимать от аудиторов сообщения о действиях служащих Банка России, которые влияют или могут повлиять на независимость.

Кроме того, совет будет ежеквартально рассматривать информацию о деятельности аудиторских организаций, занимающихся ОЗО.

Новый надзор – новые требования

В закон о ЦБ вводится глава о регулировании, контроле и надзоре в сфере оказания профессиональных услуг на финансовом рынке. Попутно бюро кредитных историй, актуариев и кредитные рейтинговые агентства вывели из-под понятия некредитных финансовых организаций – они теперь, как и некоторые аудиторы, будут относиться к сфере профуслуг на финрынке. Под "некоторыми" тут понимаются аудиторские организации, указанные в части 3 новой – вводимой законопроектом – статьи 5.1 закона об аудиторской деятельности, то есть – занимающиеся обязательным аудитом отчетности общественно значимых организаций (ОЗО).

При ЦБ будет создан специальный комитет для такого контроля и надзора. Порядок проведения проверок и принятия "карательных" мер будет устанавливаться нормативными актами ЦБ. ЦБ не должен будет вмешиваться в оперативную деятельность перечисленных лиц.

Кроме того, ЦБ по согласованию с ФСБ сможет устанавливать для таких лиц дополнительные обязательные требования к защите информации, сроки и порядок представления отчетности (кроме бухотчетности аудиторов).

ЦБ будет вести базы данных по указанным лицам и получать от других органов необходимую информацию, в том числе – "в отношении которой установлены требования, обеспечивающие ее конфиденциальность". Возможно, режим налоговой тайны также не будет препятствием для передачи в ЦБ информации из налоговой. Аудиторская тайна также частично под угрозой – потому что о своих поднадзорных ЦБ сможет выведать у аудиторов довольно многое, например: факты завышения (занижения) стоимости активов и обязательств, несоблюдения обязательных нормативов.

В установленных законами случаях ЦБ будет оценивает соответствие должностных лиц новых поднадзорных квалификационным требованиям или требованиям к деловой репутации, или к финансовому положению, и у кого угодно сможет запрашивать необходимую для этого информацию. Если найдено несоответствие – ЦБ сможет требовать замены таких лиц. Также сменить "верхушку" ЦБ сможет, если фирма не исполняет его предписания.

Все перечисленное выше следует из поправок, вносимых в закон о ЦБ. Некоторые из этих тезисов конкретизируются в гигантском блоке изменений, вносимых в закон об аудиторской деятельности. Об этом, а также о других новациях, ожидающих аудиторскую отрасль, расскажем позднее в отдельных публикациях.