Госдума приняла в окончательном чтении законопроект о внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ по вопросам процедуры изъятия, хранения, оценки и реализации вещественных доказательств по уголовным делам. Данная законодательная инициатива относится к пакету антикоррупционных мер.

На пленарном заседании депутаты Госдумы поддержали проект закона "О внесении изменений в статьи 29 и 82 Уголовно-процессуального кодекса РФ". С инициативой данных поправок выступили представители партии "Единая Россия".

С принятием поправок удастся, по замыслу авторов законопроекта, усовершенствовать нормы законодательства, регулирующие проведение различных процедур, связанных с вещдоками по уголовным делам. Первая поправка касается статьи 82-й УПК РФ. В частности, инициатива должна закрепить исключительные правомочия суда принимать решения о реализации или об уничтожении некоторых видов вещественных доказательств. Также документ описывает процедуру обращения с вещественными доказательствами в случае, если их хранение затруднено или издержки по обеспечению специальных условий хранения которых соизмеримы с их стоимостью.

Вторая поправка вносит изменения в ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ". Ранее предполагалось, что документ будет вводить уголовную ответственность для оценщиков за злоупотребление своими полномочиями, а также лиц, допустивших незаконные действия в отношении арестованного имущества.

Напомним, документ был внесен на рассмотрение в Госдуму в марте 2007 года. В первом чтении законопроект был принят депутатами 28 января 2009 года. Тогда документ вызвал бурную реакцию среди бизнесменов. Участники рынка отмечали, что законопроект, по сути, вносит изменение, которое Конституционный суд РФ одобрил в июле 2008 года. В постановлении суда говорилось, что подпункт 1 части 2-й статьи 82-й УПК РФ позволяет лишать собственника имущества без вступившего в законную силу приговора суда, а это прямо противоречит Конституции РФ. Кроме того, КС постановил, что без судебного решения изъятие имущества допустимо лишь как временная мера, которая не приводит к лишению права собственности.