В проект прогнозного плана приватизации на 2009 год включено 239 федеральных государственных унитарных предприятий, акции 320 акционерных обществ, доли в уставных капиталах 4 обществ с ограниченной ответственностью, а также 18 объектов недвижимого имущества, составляющего казну Российской Федерации.

Отраслевая структура организаций, включенных в проект программы приватизации на 2009 год, традиционна для последних лет. Так, в структуре акционерных обществ, включенных в проект программы приватизации на 2009 год, в зависимости от доли Российской Федерации в их уставных капиталах, преобладают стопроцентные пакеты акций. Доля миноритарных пакетов акций, подлежащих продаже в следующем году, также высока. Как пояснили нам в минэкономразвития, тем самым решается задача сокращения количества акционерных обществ, в которых активное участие Российской Федерации как акционера ограничено незначительным размером пакета акций.

Основным способом продажи акций будут аукционы с открытой формой подачи предложений о цене, организуемые Росимуществом. Крупные объекты, для продажи которых требовались бы специальные решения правительства, в представленном проекте отсутствуют.

Вообще, как отмечают в минэкономразвития, в плане широко представлены небольшие предприятия и акционерные общества, так как крупные предприятия либо уже приватизированы, либо отнесены к перечню стратегических.

Однако этот фактор, уверены в министерстве, не отменяет значения приватизации как источника пополнения федерального бюджета, но в абсолютном выражении порядок доходов, ожидаемых от реализации программ приватизации 2008, 2009 и 2010 годов, уже другой - ежегодно планируется получать в бюджет по 12 миллиардов рублей.

По данным минэкономразвития, удельный вес доходов от приватизации в общей сумме доходов федерального бюджета в 1997 году составил 5,3 процента, а в 2007 году - 0,26 процента. Напомним, что в годы массовой приватизации к крупным продажам относили сделки на сумму более 500 миллионов рублей.

Такие цифры не удивительны. Государственная собственность у нас продается, как правило, без особого энтузиазма. Каждый год составляется план, который делался за счет продажи 2-3 крупнейших предприятий, а остальные плавно перетекают из года в год, становясь "переходящими". В министерстве объясняют такую ситуацию тем, что предприятия, выставляемые на продажу, - это "неликвиды", которые неинтересны рынку. Кроме того, многие предприятия и сами не рвутся стать приватизированными. Минэкономразвития отмечает, что у большинства из них нет правоустанавливающих документов и документов технического учета на объекты федерального имущества, в том числе земельные участки. Более того, руководители предприятий нередко саботируют требования по подготовке к приватизации - не представляют информации, затягивают сроки работ и так далее.

Есть и другая сторона медали: процесс подготовки ФГУП к приватизации занимает достаточно длительный период времени, выходя порой за рамки одного года. То же относится к продаже низколиквидных пакетов акций, которые последовательно выставляются на торги, что с учетом сроков их объявления также растягивается на несколько месяцев.

Тем не менее, опускать руки государство не собирается и в следующем году будет продолжена работа по избавлению государства от ФГУПов и АО. Что же касается лакомых кусочков госсобственности, то, по мнению экспертов, у государства на самом деле еще много чего есть продать. Просто все это придерживается до худших времен. А чтобы ситуация не казалась такой запущенной, минэкономразвития предлагает проводить приватизацию в рамках трехлетнего прогнозируемого периода. Это, по мнению министерства, повысит ее эффективность за счет непрерывности инвентаризационных процедур и предпродажной подготовки и равномерности осуществления приватизации в течение года.

Сейчас, как пояснили нам в министерстве, из-за окончания срока действия программы приватизации ожидают включения объектов в программу следующего года. Вместе с тем очевидно, что решение о дополнении программы приватизации неприватизированным имуществом не несет никакой концептуальной нагрузки и зачастую является простой формальностью. Переход на трехлетнее планирование расширит временной горизонт для последовательной реализации системных проектов по формированию интегрированных структур и выводу унитарных предприятий на рынок через их акционирование и дальнейшую продажу акций.

В процессе исполнения прогнозного плана приватизации федерального имущества на 2009-2011 годы минэкономразвития планирует преобразование более 3000 ФГУП, в отношении которых отсутствуют законодательно установленные ограничения на приватизацию, в акционерные общества, казенные предприятия, учреждения, автономные учреждения (в случае внесения соответствующих изменений в законодательство), а также их реорганизацию и ликвидацию.