Сегодня с Краснопресненской набережной фактически начнут отправлять в свободное плавание свыше полутысячи промышленных предприятий, которые в 2009 году уже не будут принадлежать государству.

Принимать план приватизации - дело ответственное. Поэтому президиум правительства даже под руководством Владимира Путина вынужден созывать кворум министров. На сегодняшний день власть "придерживает" 5709 ФГУПов и 3974 акционерных общества. Планируется, что в следующем году на рынке окажутся 239 ФГУПов и 324 АО. Ожидаемая прибыль - 12 миллиардов рублей. Источник в правительстве подчеркнул, что план приватизации разрабатывается не из фискальных целей (с целью получения налоговых доходов), как это было раньше, - правительство просто избавляется от лишних активов.

Кстати, впервые приватизацию рассчитают на трехлетний период и заложат в соответствующий бюджет 2009-2011 годов. Этот маневр связан с тем, что в течение года чиновники зачастую не успевали выполнить все мероприятия (они обычно занимают 10-11 месяцев), и в итоге из намеченного плана приватизировалось лишь треть предприятий. "Ограничение времени приватизации одним годом отсекало много объектов, так как технически эта процедура в год не укладывалась, затем вновь принималось решение о приватизации, и все начиналось сначала", - пояснил источник.

При обсуждении приватизационных процедур в Белом доме возникли дискуссии по трем позициям. Во-первых, решено было не выводить на рынок сельхозучреждения, фермы, на которых обучаются студенты, а передать их аграрным вузам. Во-вторых, наиболее острые споры возникли вокруг дорожно-строительных ФГУПов. В 2007 году было принято решение о приватизации этих ФГУПов, но минтранс предложил внести их в компанию ("Росавтодор"), которая будет заниматься строительством магистралей. В итоге было решено не исключать ФГУПы из плана приватизации, но на 2009 год отдать их в доверительное управление минтранса. Однако источник сообщил, что решение о передаче предприятий "Росавтодору", скорее всего, не состоится. По его словам, нарождающаяся организация должна стать заказчиком на возведение дорог, иначе соединение двух функций в одном лице породит конфликт интересов. Поэтому дорожные ФГУПы переквалифицируются на определенный период в АО, но со 100-процентным госучастием. Затем они вернутся в ведение Росимущества, которое будет готовить их к акционированию и продаже.

Вообще передача в доверительное управление отраслевым ведомствам приватизируемых объектов стала приятной новацией, предложенной Министерством экономического развития РФ. Иными словами, подобное руководство федеральными активами очень напоминает инкубаторы: предприятия не сразу выбрасываются на рынок, а им предоставляют возможность постепенно акклиматизироваться в новых условиях под пристальным вниманием опытных чиновников.

И, наконец, из плана приватизации кабинет министров исключит геолого-разведочные предприятия. Они согласно указу президента должны остаться государственными и впредь.