Суды сочли действия стрелка не связанными с выполнением трудовой функции и противоречащими интересам работодателя — фонду не удалось взыскать с последнего выплаченные пособия.

Пьяный в дым инспектор по охране диких животных Ч., размахивая карабином в служебном "уазике", серьёзно ранил Б., находившегося за рулём. В результате — более полугода больничного и 40% утраты профессиональной трудоспособности. ФСС, выплатив пострадавшему почти 600 тысяч рублей, решил востребовать сумму с работодателя Ч. — бюджетного учреждения. Оно отказалось удовлетворить претензию фонда, и ФСС обратился в суд с иском.

Суды трёх инстанций, рассмотрев дело № А13-21064/2017, фонду отказали. Основным аргументом истца явилось то, что в момент наступления страхового случая и Ч., и Б. находились при исполнении служебных обязанностей. Однако суды установили, что в злополучной поездке оба участника инцидента выполняли задание не учреждения, а областного департамента, ведающего делами диких животных на данной территории; пострадавший являлся чиновником этого департамента.

Суды отметили, что даже если бы Ч. и Б. выполняли задание учреждения, противоправные действия Ч. не были связаны с выполнением рабочей задачи. Для привлечения к ответственности работодателя, как отмечено постановлении кассации от 14.12.2018 № Ф07-16003/2018, "работник во время причинения вреда должен действовать по заданию и под руководством работодателя или хотя бы с его ведома в рамках производственной необходимости в связи с рабочим процессом". 

Суды сделали вывод о том, что совершённые Ч. действия, нанёсшие вред здоровью застрахованного Б., находились за рамками должностных обязанностей Ч. и совершены вопреки воле и интересам работодателя и не с его ведома — следовательно, за вред, причинённый работником, в данном случае работодатель отвечать не может.

В отчасти похожем (но уже трагическом) случае, когда происшествие носило производственный характер, суды поддержали фонд и взыскали выплаченные семье погибшего деньги с работодателя.