Между ПАО (поставщик) и ООО (покупатель) был заключен договор поставки электроэнергии. Учет электроэнергии и мощности был предусмотрен прибором учета "Меркурий-230", номинал измерительного трансформатора 150/5 А и коэффициент трансформации 30. Аналогичная информация указана в акте разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности. Покупатель оплачивал потребляемую электроэнергию, определяя ее объем по показаниям прибора учета с умножением на коэффициент 30.
Затем было установлено, что прибор учета был фактически подключен через трансформаторы тока с номиналом 100/5 А с коэффициентом трансформации 20. ООО посчитало, что оплатило большее количество электроэнергии, чем фактически потребило – с 1 января 2013 года по 31 января 2016 года переплата составила 482 тысячи рублей. Однако поставщик отказался возвратить данную сумму, что явилось основанием для обращения в суд с иском о взыскании неосновательного обогащения. ООО также просило взыскать проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 116 тысяч рублей.
Суды трех инстанций (дело № А40-52520/2016) отказали в иске, пояснив, что объем электроэнергии исчислен исходя из коэффициента трансформации 30, указанного у договоре.
В кассационной жалобе, поданной в ВС, истец настаивал, что поставщик имел законные основания для получения платы только за то количество электроэнергии, которое фактически поставлено потребителю (статья 544 ГК). Прибор учета и трансформатор тока не менялись с момента установки, и доступ к трансформатору ограничен, так как он установлен в подстанции, принадлежащей электросетевой организации.
Судебная коллегия ВС (305-ЭС17-4711 от 01.09.2017) разъяснила, что потребитель обязан оплачивать фактически принятое им количество энергии в соответствии с данными учета энергии. При этом технические характеристики (в частности, коэффициент трансформации) отражают объективные физические величины, обусловленные конструкцией самого прибора, и не могут зависеть от воли сторон договора. Эти сведения указываются в технической документации. Поэтому произвольное указание величин, не соответствующих паспортным данным, недопустимо ни в договоре, ни в документах о технологическом присоединении. Указание в договоре неправильного коэффициента трансформации является технической ошибкой, которая не дает поставщику право удерживать плату за объем энергоресурса, который фактически не поставлен. В связи с этим решения нижестоящих судов отменены, и дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.